Группа энтузиастов на спонсорские, а в основном на взятые взаймы деньги выпустила книгу «Древний Майкоп» известного историка Адыгеи Нурбия Ловпаче. Сейчас автор и энтузиасты готовят презентацию. Натпресс предлагает ознакомиться с выдержками из предисловия к книге, написанной коллегой автора Аскером Панешем, доктором исторических наук. «Книга Н.Г. Ловпаче об истории древнего Майкопа таит в себе немало ценных, интересных неожиданностей. Чего стоит целый реестр названий населенных пунктов городского масштаба разных времен, существовавших на месте г. Майкопа. Еще важнее восемь древних и средневековых памятников письма, найденных (и прочитанных) на территории города и его окрестностей. Любознательный историк с удивлением узнает имя одного из древнейших ювелиров нашей планеты, прочитанное на серебряном кубке из Майкопского кургана Ошад. Не без изумления воспримет он информацию из надписи Майкопской плиты гомеровской эпохи, связывающей Северный Кавказ с историей давно исчезнувшего Хеттского царства в Малой Азии. Оригинально определение автора в отношении протомеотских нартов, которых он называет древними казаками из-за сходства по всем основным параметрам. Приятно узнать, что интерес античных историков Древней Греции и Рима достигал майкопской глубинки Восточного Причерноморья. Оказывается, такие авторы, как Диодор (из Сицилии), Страбон, Птолемей, довольно подробно и уверенно описали события и место города Авхида и Псатской крепости на р. Псат (Псатий, Шхагуаще, Сагваша, Белая) IV-го века до н.э. Позже в первые века н.э. Боспорскому государству, в управлении которого периодически принимали участие меотские правители, в том числе кавказского происхождения, также не чужда была долина Шхагуаще (Белой). На серебряном канфаре, обнаруженном под одним из курганов Майкопа, поставлен герб боспорского архонта. Крепость Аух на Фарсе и на Шхагуаще, название которой отыскивается среди сведений средневековых европейских авторов, касается древней Майкопской цитадели. План ее позволяет представить перспективы археологического исследования этого памятника». «…Еще ярче на весь Северный Кавказ Майкоп с его окрестностями показывают селища типа Курджипского, а также Белореченские курганы, давшие, как и Майкопский курган, название археологической культуре позднего средневековья. Эти памятники демонстрируют своеобразие культуры адыгов (черкесов) XIV-XVI вв. Отзывы европейских путешественников XVII-XVIII вв. рисуют картину постепенного угасания Майкопского городского центра (Чакале, Хелипса). В итоге получается, хотя схематичная, но вполне цельная, последовательная и долгая история городского комплекса на месте современного Майкопа, основа имени которого заложена была еще в эпоху энеолита. Факт длительного, многовекового существования на месте Майкопа городского комплекса со всеми основными компонентами понятия «город» говорит о кавказской цивилизации, носителями которой на Северо-Западном Кавказе были предки адыгов. С другой стороны, древний город Маэ – Авхида – Хелипса – Майкоп, не уступающий по древности, но превосходящий «вечный город» Рим, служит основой гордости россиян перед Европой, которая со времен Петра I является для России критерием цивилизации и уровнем культуры. Эти и иные указанные показатели, отраженные в книге «Древний Майкоп», послужат делу патриотического воспитания граждан России. В целом труд Н.Г. Ловпаче, несомненно актуален, перспективно полезен для изучения истории родного края, интересен и должен быть скорейшим образом опубликован». Натпресс