Цикл статей, посвященных историческим изменениям восприятия красоты женской фигуры, подходит к своему завершению. За это время, мы прошли путь, от глубокой древности до почти наших времен, побывали во всех уголках планеты.
Предыдущие темы:
1. От первобытно-общинного строя до Древней Греции
2. От империи Хань до "Золотого века" Индии
3. От времен раннего Ислама до Киевской Руси
4. От Раннего Ренессанса до Высокого Возрождения
5. XVII век — пик моды человечества на пышные женские фигуры
6. Эволюция женских форм (XVII век): Россия и Китай
7. Эволюция женских форм: Англия XVII века
8. Эталон красоты времен образования США
9. Стандарты женской красоты цивилизации Майя
10. Европейские каноны красоты XVIII века
В 11-ой статье, я предлагаю несколько изменить формат — рассмотреть эволюцию представлений о красоте женских форм внутри одной страны. Проследить, как они меняются в зависимости от удаленности от центра. Так сказать, "от Москвы до самых до окраин".
Благо, необъятные размеры России, и новомодные веяния 19 века, дают нам для этого прекрасную возможность.
Модель Юлия Орлова (с заглавной картинки) — эталон красоты россиянки 19 векаМосква и Санкт-Петербург XIX века
Несмотря на то, что после Петра Первого российская знать находилась под постоянным влиянием европейской культуры, только 19 век можно назвать веком поклонения Западу.
В этот период безраздельно властвует Франция. Причем ее влияние распространяется не только на высший свет, но и на мещанские сословия.
Естественно, это касается только двух столиц, и в некоторой степени крупных городов. Элита в срочно порядке начинает изучать французский язык и подражать французской культуре. Даже нашествие Наполеона не способно переломить это почитание.
В этом не было ничего плохого, т.к. именно увлечение европейской культурой в начале века, дало толчок к развитию русской. Что позволило в дальнейшем, назвать 19 век "золотым веком русской культуры".
Понятно, что все это не могло не сказаться на эстетическом восприятии женского тела. В моду вошли точечные фигурки французского типа . Этакие дамы с фигурой девочек-подростков — невысокого роста, хрупкие, без вызывающих женских форм.
Переход к новому тренду отлично прослеживается у Толстого в "Войне и мире", где бывшему роскошному эталону красоты – Элен Курагиной, противопоставляется новый, более блеклый, но живой – Наташа Ростова.
Именно российский вариант наиболее приближен к описанию ТолстогоО предпочтениях той поры мы можем судить и по прижизненным изображениям (и фото) первой красавицы Москвы — Натальи Гончаровой (жене Пушкина).
Такой типаж востребован и сегодня, его можно назвать "классическим французским". К примеру, такой фигурой обладает звезда современного французского кинематографа Одри Тоту:
Или Ванесса Паради:
Уездные города центральной России
"Элен Курагина", которая перестала пользоваться успехом у столичных мужчин, в поместьях и небольших городках центральной России, продолжала оставаться эталоном красоты русской женщины.
Фрагмент картины Л.О.Пастернака "К родным"Шикарные барышни, с яркими женскими формами (высокая грудь, покатые бедра), крупными правильными чертами лица, статные и женственные — идеал красоты уездной России 19 века..К.Шиембер
"Обнаженная с цветком" Виктор Павлович Штембер "Купальщица" Андрей Францевич БеллолиИз современных знаменитостей это наверное формат Веры Брежневой:
Российская глубинка и окраины
Не смотря на достаточно удачную внешнюю политику в 19 веке, присоединение к Российской Империи новых земель (Финляндия, Бессарабия, Азербайджан), внутри страны все было очень сложно.
Век начался с государственного переворота. В 1801 году, царь Павел I убивается собственными офицерами, а на смену ему приходит внук Екатерины II Александр I. И продолжился все нарастающим противостоянием власти и общества.
В этот период, самые дальние рубежи России, захолустье, наполняются столичными ссыльными. От Салтыкова-Щедрина до декабристов. И оказывается, что большая Россия, ее глубинка, живет совсем другой, своей жизнью.
Здесь женская красота имеет более приземленные, практичные формы. Ценятся дородные, ширококостные женщины. Пусть не таких изящных форм, как в центральной России, зато готовых "остановить коня на скаку".
Алексей Гаврилович Венецианов. Фрагмент картины "Купальщицы"Некоторая склонность к полноте, считалась особым шиком, как и светлая кожа. Оба параметра говорили о том, что девушка из семьи с хорошим достатком, что для бедных регионов, включалось в понятие "красоты".
Алексей Васильевич Тыранов. Фрагмент картины "Девушка с мокрыми волосами"Если говорить о сегодняшнем их воплощении, то на ум приходит стандартный набор:
Или что-нибудь такое:
Модель Эшли Дан(Продолжение следует)
Источник: Автор