Нурбий Ловпаче
На этой картине изображено сооружение, которое нам досталось в наследство, возможно, даже не от другой эпохи – от другого мира. Утверждают, что дольмены – ровесники пирамид, а пирамиды, являются сооружениями времен Атлантиды, цивилизации, погибшей около 10-12 тыс. лет назад.
Как бы то ни было, запечатлённый историком, искусствоведом и автором картины Нурбием Ловпаче дольмен, датируется современной наукой «эпохой бронзы».
Нашёл этот комплекс - «Псенако» в 1981 году историк Нурдин Тешев, раскопки провели московские учёные в 1984-1985 годах. К моменту раскопок комплекс уже был разрушен на три четверти. Местное хозяйство из него брало камни для своих строек. Однако и по остаткам вся конструкция сооружения хорошо «читалась».
Как считает художник, «прочитавший» комплекс, это самое сложное сооружение подобного типа на Кавказе и одно из самых сложных на евразийском континенте.
Оно расположено в долине, и к нему подводили три дороги, проложенные через перевалы. Из всех трёх высших точек на перевалах открывалась величественная картина, которую представлял собой сам комплекс.
После раскопок, открыватель комплекса засыпал его. Однако это не уберегло дольмен от новых раскопок – уже «чёрными археологами».
Открыватель комплекса художником изображен на картине дважды, он занимает центральное место и с левого края. За дольменом расположены герои Нартского эпоса – три великана «иныжа» и карлик «исп».
Нурдин Тешев (который уже ушёл из жизни) и Нурбий Ловпаче – черкесы, и вообще во все обозримые исторические времена в местах сооружения дольменов или подобных сложных комплексов жили предки черкесов – современных адыгов, убыхов, абхазов. Эти предки и берегли, а также использовали их как места массовых ритуальных действ.
Если взглянуть на Нартский эпос, то в нём обнаруживается богатая структура взаимодействия разных существ, имеющих человеческий облик. Во-первых, пантеон богов, есть «иныжи», претендующие на звание богов, «нарты», как человеческая раса, «испы», как раса карликов, «нарты», как этнос. Но «нарты» именно в виде расы передают землю другой расе «адыгам», причём дружественно.
Главный герой Нартского эпоса Саусоруко, рождён из «камня», закалён как железо, и весь он металлический, кроме коленных суставов, за которые клещами держал его бог Тлепш, когда закалял в младенчестве. Кто это, – невольно возникает вопрос, неужто тогдашний «терминатор»?
А если посмотреть на Нартский эпос глазами философа, то в нём обнаруживается немало «прозорливого», о котором, казалось бы, не могли задумываться древние люди.
То же можно сказать и о языке черкесов. Абазинский язык (диалект абхазского) зарегистрирован в Книге Гиннеса, как самый трудный на земле. С тем же успехом мог быть занесён в эту книгу и сам абхазский язык, и адыгский, и убыхский (который, к сожалению, стал мёртвым языком).
Но трудный означает – сложный, богатый. Если говорить о фонетике, то в каждом из этих языков легко насчитать больше 100 звуков. Если о морфологии, то и здесь количество словообразующих элементов на порядок больше, чем в любом из «обычных» языков.
А может быть, все эти «странности» готовы послужить ключом к разгадке тайны Атлантиды?..
Ответа на этот вопрос мы не дадим. Но с точностью сказать можем другое:
Центром так называемой «мегалитической культуры» на Кавказе является территория нынешней Адыгеи. Из более 1500 дольменов, зарегистрированных в конце XIX века на этой территории, осталось не больше десяти.
Будем же надеяться, что этот, изображённый на полотне дольмен, «проживёт» больше, чем оригиналы. Во всяком случае, технические возможности для сохранения изображения у нынешнего мира, нынешней «Атлантиды» уже имеются.
Аслан Шаззо, Натпресс