02.05.2010 – 20:45 – Натпресс
Одному из самых ярких черкесских лидеров начала 90-х годов прошлого века в нынешнем августе исполняется 60 лет. Дата, когда по преданиям адыги не то чтобы уходили на покой, но спешивались. Больше уже делились опытом, хотя и на ратные дела оставались готовыми.
Натпресс в соответствии с традицией намерен дать несколько материалов, рассказывающих о том, что было сделано тем поколением, лично Русланом Гвашевым.
Шапсуги за дружбу народов
Газета «Черноморская здравница» от 02. 03. 1990 года.
Актуальное интервью
В последнее время в редакцию нашей газеты приходит множество писем с просьбой рассказать о деятельности в Туапсинском и Лазаревском районах общества причерноморских адыгов «Адыгэ Хасэ».
Это общество действует около года, оно неоднократно поднимало ряд проблем, связанных с освещением истории побережья, с проведением ряда идеологических кампаний. Представители «Адыгэ Хасэ» ведут заинтересованный диалог с партийными работниками Сочи и Туапсе.
«Круглый стол» по проблемам, поднимаемым шапсугами, состоялся недавно в Лазаревской райкоме КПСС. В Сочинском горкоме партии прошла встреча руководителей «Адыгэ Хасэ» с первым секретарем Сочинского горкома КПСС Ю. Н. Полиновым, журналистами краевой курортной газеты «Черноморская здравница». После этого наш корреспондент встретился с заместителем председателя общества, научным сотрудником музея истории города курорта Сочи Р. И. Гвашевым и попросил его ответить на вопросы читателей.
– РУСЛАН ИНДРИСОВИЧ, давайте начнем с самого начала. Когда было создано общество «Адыгэ Хасэ»? Что означает это название?
– Если с самого начала, то нам придется вернуться на два века назад, В переводе на русский язык название «Адыгэ Хасэ» означает «народное собрание». Такое собрание стало играть активную роль у причерноморских шапсугов (одна из ветвей адыгов) с 1794 года, когда в результате массового восстания наш народ избавился от князей и дворян. Такой демократический орган, на котором все вопросы решал через своих представителей сам народ, существовал до Кавказской войны.
– Почему это общество возродилось именно сейчас?
– Как и многие другие малочисленные народы, шапсуги в последние годы стали утрачивать свои самобытные черты, забывать национальные обычаи и обряды. Большинство из нас родным языком сейчас владеет только в бытовом плане, мало кто умеет читать и писать на адыгейском языке.
Элементы различных обрядов становились все проще и проще, то же терялась наша самобытность. Стали исчезать добрые традиции жизненного уклада, например, культ уважения старших. В адыгейских аулах даже появилось пьянство и хулиганство, чего не было на протяжении многовековой истории народа.
Всколыхнувшие страну общественные перемены были, пожалуй, важным стимулом для возрождения национального самосознания. Так что появление нашего общества во многом связано с происходящей перестройкой общества.
Непосредственным же толчком послужило неправомерное, на взгляд шапсугов, празднование 150-летних юбилеев городов Сочи и Туапсе. Для нашего народа 1838 год – горькая дата, напоминающая о гибели многих людей от пуль и ядер царской армии. И потому весть о предстоящем широком праздновании этих дат мы восприняли как оскорбление, как глумление над памятью о предках. В аулах началось брожение, многие горячие головы даже предлагали устроить в этот день символическое траурное шествие. Но тут проявилась мудрость наших старейшин. Уважаемые среди шапсугов люди – Халид Карлович Тлиф, Асламбий Хаджибрамович Хушт, Мурдин Шугаюбович Тешев, стали обходить аулы и, пользуясь своим авторитетом, успокаивать народ, убеждать, что отмены юбилеев можно будет добиться официально. Одновременно они стали посылать во все инстанции протестующие против такого решения письма – одной рукой успокаивали, другой добивались справедливости.
Наш народ поверил старейшинам. Но никакого положительного ответа на свои петиции они не получили, в 1938 году празднование юбилеев состоялось. Сотни тысяч людей были введены в заблуждение. Это ускорило создание общества «Адыгэ Хасэ».
– Какова структура вашего общества? Kaковы его главные цели?
– Главная цель «Адыгэ Хасэ» – не ущемляя прав других народов, стремиться к возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры, традиций, языка, к широкому изучению истории причерноморских шапсугов как самобытной части адыгского народа.
Структура общества строится в соответствии с этой целью. У нас существует устав, положение и программа деятельности общества, все это официально зарегистрировано в исполкоме Лазаревского райсовета. Во всех аулах и поселках, где проживают адыги, созданы первичные организации общества – хачэш. В Лазаревском районе их тринадцать, в Туапсинском – девять.
Имеются секции – языка, истории и этнографии, культурных связей с другими этническими группами в Кабарде, Черкесии и Адыгее.
Руководящим органом «Адыгэ Хасэ» является совет общества, в который входят представители Туапсинского и Лазаревского районов. Этот совет интернационален, в него включены не только адыги. Среди членов совета – заведующая отделом музея истории города-курорта Сочи Тамара Половинкина, заведующий отделом культуры Лазаревского райисполкома Крикор Мазлумян.
– Вы упомянули о программе действий «Адыгэ Хасэ». Каковы ваши программные требования?
– Мы добиваемся признания исторически неправомерным торжественное празднование надуманного 150-летия основания Сочи и Туапсе, так как адыгские поселения появилась на этой земле за многие тысячи лет до этого. Соответствующие органы, на наш взгляд, должны через средства массовой информации принести свои извинения многонациональному населению Сочи и Туапсе.
Второе требование касается возвращения местных исторических названий некоторым населенным пунктам побережья, их улицам и переулкам. Гоговинка, на наш взгляд, должна получить прежнее название Шахапэ, аул имени Кирове – Тхагапш, 1-й, 2-й и 3-й Красноалександровские аулы должны вновь носить наименования Хаджико, Лыготх и Калэж. У Лазаревского района должно появиться прежнее название, отмененное в 1945 году – Шапсугский район. А поселку предлагаем дать наименование Шапсугск или вернуть прежнее название – Псезуапсе.
На наш взгляд, целесообразно убрать с улиц и из скверов все символы царской колониальной политики на Кавказе, Вот, например, памятник адмиралу М. П. Лазареву. Разумеется, его надо перенести на родину великого мореплавателя во Владимир, где, кстати, нет даже мемориальной доски. На Кавказе же имя адмирала ассоциируется с расстрелами мирных жителей из корабельных пушек.
Не нужны на улицах Сочи старинные пушки и ядра – о чем они напоминают шапсугам? Следовало бы убрать и памятник в Архипо-Осиповке, напоминающий о кровопролитных боях.
Еще одно программное предложение – увековечить память об убыхском народе в названии какого-нибудь санатория или улицы в Сочи.
Мы также обращаемся с просьбой об установлении в Сочи и Туапсе памятников Героем Советского Союза А. Ачмизову и И. Тхагушеву.
В программе существует блок положений и по более частным вопросам. Наладить трансляцию передач Адыгейского областного радио, решить вопрос о подготовке национальных кадров учителей и воспитателей детских садов, начать показ по Сочинскому телевидению передач, подготовленных в Майкопе.
– Есть ли в вашей программе требования, касающиеся изменений территории границ внутри Сочи, края, республики.
– Очень хорошо, что вы задали этот вопрос. Вокруг него как раз существует очень много различных слухов. Дескать, адыги требуют выселения русских и армян с насиженных мест. А у нас все не было возможности как-то размагнитить обстановку внести ясность по этому поводу. Хочу официально заявить, что такие разговоры – это сплетни, которые ни чем не обоснованы. Никаких территориальных требований у адыгов Причерноморья не имеется. Вопросов воссоединения или присоединения к какой-либо другой республике не существует.
Правда, в 1924 году в нашем регионе был создан единый Шапсугский национальной район с соответствующим статусом и охватывавший всех адыгов Причерноморья. Молодая Советская власть при принятии этого решения учитывала, несомненно, весь трагизм народа и опасность его исчезновения. К 1924 году шапсугов на своей исторической родине оставалось немногим более 4 тысяч человек. В период разгула сталинизма наш район лишился – сначала статуса национального, в 1934 году, а в 1945 году и самого названия. В настоящее время нашим правительством разрабатываются положения о национальных районах и национальных сельских и поселковых Советов.
Но, не располагая пока соответствующим законом, мы ставим вопрос только о возвращении местных исторических названий, образно говоря, языка земли.
Хочу сразу же развенчать и еще одну небылицу. Якобы всеми действиями адыгов руководит какой-то центр чуть ли не из Турции. Что целью является создание единого мусульманского Кавказского государства. Официально заявляю еще раз – это тоже клевета.
– Как я понял, со дня возрождения общества «Адыгэ Хасэ» прошел почти целый год. Что удалось и чего не удалось сделать за это время?
– Удалось активизировать деятельность первичных ячеек. Совместными усилиями мы облагородили адыгские аулы. Не раз в Сочи организовывались заседания за «круглым столом» по истории адыгов. В Лазаревском состоялись Дни культуры причерноморских адыгов. Это наш актив.
Но многие из проблем нам пока не удалось решить. По сей день мы не получили ни одного конкретного ответа на свои заявления из официальных органов. Не знаем, будут ли выполняться наши требования, когда это должно произойти, в какие сроки. Огорчил шапсугов выход в последние годы книг В. Леонова, Б. Ермакова, В. Молчанова о Сочи. Это красочные издания, рассчитанные на широкий круг читателей. А история шапсугского народа изложена неверно. Ваша газета, кстати, опубликовала цикл очерков П. Голубева и А. Шадриной по истории Сочи, в которых многие процессы также искажены. Мы очень надеемся, что такие ошибки будут исправляться. Музеем истории города курорта Сочи подготовлен к публикации материал объективно отражающие историю Кавказской войны. Публикация сняла бы многие вопросы…
– Скажите, Руслан Индрисович, Вы не опасаетесь, что в качестве реакции на вашу деятельность на побережье появятся различные шовинистические настроения?
– Нет, ни в коей мере не опасаюсь. Мы живем бок о бок с русскими людьми и знаем их очень хорошо. Поэтому убежден, что правдивая информация о деятельности нашего общества и об исторических страницах XIX века только укрепит нашу дружбу.
Кстати, многие люди разных национальностей поддерживают справедливые требования шапсугов. Об этом свидетельствуют публикации в краевой и центральной прессе.
Наконец, мы видим, что многие наши беды понимают представители сочинской интеллигенции, люди самых разных национальностей. Сотрудничаем мы и с представителями армянского культурного центра «Севан». Даже возьмем примеры на уровне семей. У меня жена – белоруска, и хорошо живем, четверых детей растим.
Словом, в жизни народов Черноморского побережье нет ничего, что мешало бы дружбе народов многонациональной Страны Советов. А «Адыгэ Хасэ» будет делать все, чтобы эта дружба только крепла.
Вел интервью И. Сизов