28.07.2010 – 08:20 – Натпресс
Источник: Elot.ru
В результате геноцида, совершенного Российским государством, место единого, цельного народа, на исторической Родине остались небольшие, разрозненные этнические стровки черкесов, по берегам Терека, Баксана, Малки, Зеленчука, Лабы, Кубани, Черного моря. В советское время было принято решение объявить остатки разорванного народа четырьмя отдельными народами: адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов, несмотря на общее самоназвание и единый язык, сотворив для них четыре разные автономии:
1. Черкесская (Адыгейская) автономная область (центр – Краснодар, с 1936 года – Майкоп). В 1927 году переименована в Адыгейскую автономную область.
2. Черкесский автономный округ (центр – Черкесск). В 1957 году преобразован в Карачаево-Черкесскую Автономную область.
3. Кабардинская автономная область (центр – Нальчик). В 1922 году объединена с Балкарским округом в Кабардино-Балкарскую автономную область.
4. Шапсугский национальный район (центр – Туапсе, впоследствии Лазаревское). В 1944 году Шапсугский национальный район преобразован в Лазаревский район г. Сочи.
Деление единого народа на четыре части и соответствующая ему почти столетняя пропаганда нанесли огромный ущерб национальному самосознанию, культуре, духовности народа.
29 марта 2010 года Международная Черкесская Ассоциация обратилась в Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук с запросом, являются ли убыхи, шапсуги, адыгейцы, черкесы и кабардинцы единым черкесским народом.
25 мая 2010 годы было получено заключение Института этнологии и антропологии Российской Академии
Наук. Приводим его текст полностью.
Утверждаю:
Заместитель директора
доктор исторических наук
В.Ю. Зорин
25 мая 2010
Этноним Черкес и топоним Черкесия как обозначения народа и его страны на Северо-Кавказе появляются в армянских, грузинских, арабских, персидских, тюркских и др. исторических источниках с ХШ в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру – керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др. Этноним Черкес стал общеупотребительным в европейских и русских источниках ХV-ХIХв.в.
В то же время местное население неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели, видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования - натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее, несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко-этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.
Исторические коллизии XIX-XX в.в.. связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскою империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством, а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения – шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.
Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносами одного - черкесского (адыгского) народа.
Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рр.Сочи и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б,ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы.
Нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (их зафиксировала перепись 2002г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяет черкесские (адыгские) культурные традиции, идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа.
Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН,
чл.-корр.РАН, доктор исторических наук
Профессор С.А. Арутюнов
Редакция газеты "Хэкурэ Хабзэрэ" поддерживает заявление администрации черкесского сайта eLot.ru, и, в свою очередь, заявляет следующее.
В соответствии:
с Рекомендациями научно-практического форума "Мы адыги черкесы" (1991 года, г. Майкоп );
с Постановлением Первого всечеркесского съезда (28 марта 1992 года, г. Нальчик);
с Заключением Института этнологии и антропологии РАН (25 мая 2010 года, г. Москва)
Констатируя, что "шапсуги", "адыгейцы", "черкесы", "кабардинцы" являются единым народом:
- с единым самоназванием "Адыгэ", и с иноназванием "Черкес";
- с единой историей;
- с единой культурой;
- с единым менталитетом;
- с единой исторической территорией,
И стремясь преодолеть дальнейшее разобщение народа, редакция газеты "Хэкурэ Хабзэрэ" ЗАЯВЛЯЕТ:
Все публикации на русском языке, размещаемые на страницах нашей газеты, будут корректироваться на предмет приведения названия нашего народа и его производных к использованию единого, научно аргументированного, исторически обоснованного написания по принципу:
черкесы
черкесский
черкес (мужской род)
черкешенка (женский род)
Данное правило будет применяться во всех материалах газеты, кроме случаев, когда субэтническая принадлежность имеет принципиальное значение для интерпретации текста. Редакция газеты призывает своих авторов и всех читателей в статьях, очерках, письмах, а также в повседневной жизни придерживаться этого принципа.
Газета "Хэкурэ Хабзэрэ", сайт "Черкесия - Адыгэ Хэку"