Александр Охтов: Об открытых общественных дискуссиях "Мир Кавказу!" » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Александр Охтов: Об открытых общественных дискуссиях "Мир Кавказу!"
Александр Охтов: Об открытых общественных дискуссиях "Мир Кавказу!" 23:11 Воскресенье 0 3 972
4-01-2015, 23:11

Александр Охтов: Об открытых общественных дискуссиях "Мир Кавказу!"


Александр Охтов: Об открытых общественных дискуссиях "Мир Кавказу!"



Проект Общественной Палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе под названием "Мир Кавказу!" действительно положительный проект во всех отношениях. В первую очередь притягивает к себе само название "Мир Кавказу!", которое уже звучит приятно. Это отличается от многих проектов, которые проводились на Кавказе под разными названиями, от которых веяло неприязнью от одних только названий: "Борьба с экстремизмом на Кавказе", "Предупреждение вооруженных конфликтов на Кавказе", "Межнациональные конфликты на Кавказе". Цель этих проектов, может быть, одна и та же, что и проект "Мир Кавказу", но сами названия уже призывают что-то негативное. И создается впечатление, что эти проекты сами становятся причиной всего негатива на Кавказе, и не только на Кавказе, но и в России в целом, ибо это звучит по всей России.

Сидхартха Гаутама, прозванный Буддой, живший около пятисот лет до нашей эры, сказал: "Ненависть не прекращается ненавистью, а только отсутствием ненависти прекращается она". Я обрадовался, когда услышал название этого проекта "Мир Кавказу", ибо само название призывает людей к миру. А слова Будды я расшифровываю так: "Пока мы будем говорить о войне, она не прекратиться. Чтобы война прекратилась, мы должны говорить о мире. Ненависть не прекратиться, пока мы будем говорить о ненависти, и только тогда, когда мы будем говорить о любви, тогда прекратиться ненависть". Так давайте говорить о мире, взаимопонимании, о любви, о благородстве.

Я готов работать ради мира, в том числе и ради мира на Кавказе, но я не хочу бороться против войны на Кавказе. Мать Тереза сказала в свое время: "Если я буду приглашена одновременно на "митинг против войны" и на "митинг за мир", я пойду на "митинг за мир". Вдумайтесь в эти выражения. На первый взгляд между этими двумя митингами нет никакой разницы, но это на первый взгляд, ибо "Митинг против войны" призывает войну уже своим названием, а "Митинг за мир" призывает мир, рождает мир. А ведь цель митинга против войны, как будто бы мир.
Древние черкесы говорили об этом же: "Узэджэр къок1уэ" - "Приходит то, о чем ты говоришь". Поэтому при разговорах друг с другом, адыги пытались не произносить названия негативных явлений природы, названия страшных болезней. Во всем мире люди приветствуют друг друга добрыми словами. При встрече люди не спрашивают друг друга: "Не болен ли ты?", но спрашивают: "Как твое здоровье?". И я думаю на этот вопрос необходимо отвечать всегда положительно, нужно призывать здоровье, нужно говорить о позитивном.

Я согласен с журналистом Максимом Шевченко, с автором проекта, который считает, что проект "Мир Кавказу" является надеждой региона". Более того, я считаю, что проект "Мир Кавказу" должен быть надеждой и России и всех россиян, заинтересованных в мире, в том числе и в мире на Кавказе. Ведь если идет война на Кавказе, то это значит, что идет война в России. Мы об этом не думаем, но это так. Ведь Кавказ, это частица России. Если у какого-то человека болит печень, значит этот человек болен, ибо печень часть целого организма. Так и здесь, если на Кавказе война, значит в России война.

Я думаю, Россия завоевала Кавказ в течение ста лет с огромными потерями людских ресурсов, уничтожая коренное население, а из оставшихся в живых изгнала в Османскую Империю более 95 процентов черкесов не для того, чтобы в последующем "греть руки на огне воины", не для того, чтобы Кавказ стал полигоном для зарабатывания звезд на погонах генералов, а для того, чтобы Кавказ стал кровной частицей России. И Кавказ должен считаться и быть равноправной территорией России и к кавказцам нужно относиться так же, как к вологодцам или нижегородцам, т.е. как к россиянам.

Необходимо отметить, что в этом плане Россия и россияне замечают кавказцев только в негативных явлениях, подобие которых не реже случается с представителями других регионов России. Но о негативных явлениях с представителями других регионов не говорят, как о кавказцах, подчеркнуто. Допустим, мы не увидим и не услышим по телевидению, что где-то "в Москве драку или разбой учинили лица русской национальности, с вологодским говором". А в случае с кавказцами, будет подчеркнуто, что это совершили Лица Кавказской национальности. Думаю, что пора уже писать Лица Кавказской национальности с заглавными буквами, т.е. с большой буквы.

Более того, Россия не хочет замечать позитивные явления или события, автором которых являются кавказцы. В России мы не передаем детям и не воспитываем в них доброго отношения к кавказцам. Мы утаиваем эти добрые деяния кавказцев. В этом отношении можно было бы говорить об огромном вкладе кавказцев в развитие России в последние 450 лет, в частности вклада плеяды государственных деятелей России - князей Черкесских, начиная с развития металлургии, военного дела, заканчивая культурой и искусством и о том, что рядовой россиянин совершенно ничего не знает об этом.

Немногим известно, что Петр Первый был воспитанником Михаила Алегуковича Черкасского, первого генералиссимуса России. Немногим известно, что на памятнике Минину и Пожарскому должна была бы стоять и фигура Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, который имел такие же заслуги перед Россией, как и Минин и Пожарский.

Я приведу здесь стихи одного автора, который показывает заслуги Черкасского перед Россией. Хотя автор ошибочно дает Черкасскому Дмитрию чеченскую родословную, это ничуть в данном случае не умаляет важности содержания стиха в передаче ситуации того "смутного" времени в России, в которой жил Дмитрий Черкасский, значимости самого Черкасского и его подвига, совершенного совместно с Мининым и Пожарским. А в стихах слова "чеченец" и "черкес", "чеченский и "черкесский" взаимозаменяемы и кто как хочет, так пусть и читает. Главное суть понять.
...
России смутная пора…
Россией рвутся править ляхи.
Предательств вьётся мошкара.
Тоскуют головы по плахе.
В народе прячется разброд,
Раздоры шастают в народе
И волчьей стаей всякий сброд
Вокруг России сердца бродит.
Уже охоч и Сигизмунд
Идти на Русь, поход возглавив.
Боярской желчи зреет бунт…
Врагам России трон - ко славе.
Любовь к Отечеству жива
Ещё в глазах простолюдина
И пухнет страхом голова
И, кажется, не всё едино -
Ходить ли под лихим врагом,
Аль под своим трусливым хамом…
Нерв ожиданий больно гол…
Не отскрести потомкам сраму.Пожарский отдыхал от ран,
Живую душу изводивших,
А Минин понимал, как прав -
В бездействии его винивший…
Гудела жизнь по жилам дня
И набухало чувство гнева,
И мстительный язык огня
Готов был вскинуться до неба.
И только Новгород гудел,
Живя тревогой вечевою,
Там воеводою сидел
Черкасский, князь железной воли.…Кавказской гордости кровей,
Происхождением чеченец,
Он хмурил лоб… Из-под бровей
Не взор сверкал - сопротивленец.
"Пора, Пожарский, князь, пора!
Бия врага, залечишь раны,
Пускай от каждого двора
России - матушке охрана
Встаёт на лютый, смертный бой…
Кому ходить под супостатом?!
Россия, стань своей судьбой!.."
И, кроя ляха русским матом,
Заколыхались смерд и люд,
За топоры берясь и вилы…
Над совестью вершился суд
И клятвы были - до могилы.Взошла над временем заря…
Неукротимый князь Черкасский,
Пожарского уговоря,
Готовил ляхам свистопляски.
Про хищность польского орла
И сам Черкасский был наслышан.
Как избежать кровавых лап,
Когда беда в затылок дышит?!
Боярским козням вопреки
Ко всем троим стекались люди,
Которым было не с руки -
Что с их родной Отчизной будет.Был новгородский князь суров
И, пресекая тень измены,
Сказал Пожарскому: - На зов
На бранный клич, на перемены
Подвигнем-ка, давай, народ,
Побьём врага ко славе вящей…
Кавказа сын - от века горд -
Был рыцарь духа настоящий.Россия, мы в годину бедТебя спасали от позора…Ищи в себе чеченский след,Не допусти в душе разора:Меж нами родственная связь,Скреплённая священной кровью,Черкасский, он - единый князь,И мы повязаны любовью.
…Кто память времени отшиб?!

Содержание стихов довольно быстро дойдет до того, кто знает историю памятника Минину и Пожарскому. Дмитрий Черкасский проявил такой же героизм, как и те двое, если не более. И в истории осталась запись, что Пожарский всегда определял одесную Дмитрию Черкасскому. Это говорит о чем-то. Но Дмитрий Черкасский является кавказцем, не потому ли его фигура отсутствует на том постаменте возле главной площади
Российского Государства? И еще отрывок того же автора:

История - не черновик,
Чтоб переписывать бесстыже:
На Красной площади возник
Тот памятник двоим… А иже?!
Где правда совести твоей,
Многострадальная Россия?
Я что-то не пойму, ей - ей…
В забвении ты чуешь силу?!
В тот смутный век оборотись,
Поведай своему народу,
Что и тебе спасал он жизнь,
Чеченец, знающий свободу…
Сама себе скажи хоть раз,
Что знаешь меру благородства,
Что сын Чечни Россию спас…
Что в братстве наше превосходство:
Пожарский сам определил -
Одесную всегда Черкасский.
Кто князя славой обделил?
Что место там ему - не сказки…
России б на себя взглянуть
Глазами тех, кто был ей верен! -
История могла б вздохнуть
И не искать в чеченце зверя…
В Россию смутная пора
Приходит временами года,
А жизнь народа - не игра:
Бунтует естества природа,
Из недр памяти встают
Истории другой страницы:
Черкасский на добро был лют…
Забвенье может посрамиться.

Такую несправедливость по отношению к кавказцам мы видим сплошь и рядом в России, я не говорю о бритоголовых и тех фанатах, которые маршируют иногда по Москве с лозунгами "Россия для русских". И это с позволения Властей.
Кавказцы хотят быть в составе России и на равных правах со всеми регионами России.

Однако, в переговорах с представителями общественной палаты Российской Федерации необходимо говорить о сегодняшнем дне и о будущем. Но будущее невозможно определить, не зная прошлого и настоящего. Потому иногда полезно делать экскурс в прошлое. И думаю важно говорить о позитивном прошлом, и передавать это позитивное подрастающему поколению, на этих позитивных историях воспитывать в подрастающем поколении добрые начала. Важно знакомить детей с историей соседних народов, важно, чтобы мы знали друг о друге все хорошее, доброе, что есть у народов. И надо говорить о добром, хорошем, о благородном. И тогда мир станет добрее, лучше, благороднее.
Если говорить о будущем черкесского (адыгского) народа, то я представляю будущее народа в составе России, патриотом которого считает себя Максим Шевченко. И добавлю, черкесы тоже являются патриотами России. Этот факт является общим у черкесов с Максимом Шевченко, это то, что нас сближает с Максимом Шевченко. Но чем мы отличаемся от Максима Шевченко, как патриоты России? Мы отличаемся тем, что Максиму Шевченко верят на слово в России и у него нет проблем с этим. А нам, черкесам, Россия не верит. Не верит нашему слову, не слышит нас. Не слышит о наших проблемах и не хочет слышать.

Проблемы черкесского народа обозначены во многих обращениях общественных деятелей, представителей народа к президенту Российской Федерации, к власти Российского Государства. При этом главные проблемы черкесов стоят в плоскости сохранения культурных, общечеловеческих ценностей, созданных народом тысячелетиями. И эти проблемы связаны с нарушениями Российским Федеративным Государством международных прав черкесского народа, как национального меньшинства в составе России.

По международным правовым нормам, Российское Государство должно предоставить возможность черкесам, как национальному меньшинству, нести свою культуру совместно всем народом. Это значит, что черкесам должна быть предоставлена возможность жить совместно всем народом на территории одного субъекта Российской Федерации. Такое возможно, и это не представляет больших затрат для России, не ущемляет права других народов, тем более, что происходит укрупнение субъектов Российской Федерации. (О нарушении международных правовых норм в отношении черкесов Российской Федерацией, я говорил на 53 Сессии ООН в Женеве еще в 1997 году, за что меня исключили из Адыгэ Хасэ).
Но нахождение совместно всем народом в одном субъекте даст возможность сохранить традиционную культуру и язык черкесов. На деле черкесы в Российской Федерации проживают разобщенно в шести субъектах Российской Федерации: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Республика Адыгея, Краснодарский край, Ставропольский край, Северная Осетия-Алания. Мы живем не только территориально разобщено, но у нас, у адыгов России нет даже единого эфирного пространства. Мы не можем смотреть совместно телерадиопередачи на черкесском языке из Нальчика, из Майкопа, из Черкесска. Мы не можем следить за культурными событиями в черкесской среде в Кабардино-Балкарии, в Адыгее, в Карачаево-Черкесии. Современные кабардинцы уже перестали понимать черкесский язык на шапсугском диалекте, бжедуги из Адыгеи трудно различают смысл сказанного кабардинцем на своем диалекте, хотя раньше, когда мы были целостны как народ, мы понимали все друг друга. Эта проблема – проблема разобщенного, разделенного народа. И я не думаю, что власть не понимает этого. Я думаю, что это осознанная политика России, Государственная национальная политика России.

Такое состояние ставит язык и культуру народа под угрозу исчезновения, увеличивает риск растворения в иноязычной среде. В принципе, мы говорим, что в России нет Государственной национальной политики. Я скажу, что она существует и существует давно. И направлена эта Государственная национальная политика на стирание граней между русским и другими народами России. Ибо, как можно понять факт объединения в один субъект двух и более субъектообразующих народов, не имеющих никакой языковой близости: черкесы и тюркоязычные балкарцы в Кабардино-Балкарию, черкесы и тюркоязычные карачаевцы в Карачаево-Черкесию? Для чего же это нужно, если не для того, чтобы умертвить языки этих народов. Кабардинцы не говорят на балкарском, балкарцы не говорят на черкесском, следовательно они вынуждены будут говорить между собой на русском. Вследствие этого исчезает и черкесский и балкаро-карачаевский языки, Это разве не Государственная национальная политика? И эта политика существует давно.

Если бы в этих субъектах были бы только черкесоязычный или только тюркоязычный народ, то там было бы спокойнее. Объединили бы современных кабардинцев с современными черкесами, а карачаевцев с балкарцами, было бы спокойнее. Но удивительно то, что сами народы не понимают этого. Да, грызутся между собой черкесы и балкарцы в КБР, грызутся между собой черкесы и карачаевцы в КЧР. На это и рассчитана Государственная национальная политика. Но черкесы и карачаево-балкарцы не понимают, что у обеих сторон одна и та же беда, одни и те же проблемы. В Кабардино-Балкарии черкесы считают себя большинством по численности, и считают они это превосходством над балкарцами, в Карачаево-Черкесии карачаевцы считают себя большинством по отношению к черкесам, и это они считают своим превосходством. И грызутся они между собой, не замечая проблемы более важной, чем президентское или чиновничьи кресла.

Проблема ведь не в том, кто сидит в кресле. Можно пригласить японца, чтобы он был президентом республики и поднять экономику. Но большая проблема в риске исчезновения балкарцев, кабардинцев, карачаевцев, черкесов, абазин как этноса. Вместе с исчезновением языков, этнической культуры, исчезает и сам народ. И все будем говорить на русском, и все будут варить украинский борщ, называя его русским борщом, не зная даже, что в русской национальной кухне нет борща. И красота карачаево-балкарского языка, мудрость черкесского языка, исчезнет. Исчезнет абазинский, который считается самым трудным в мире языком. С исчезновением языка исчезнут мудрость народа, вложенная в язык народа и этические нормы, созданные народом тысячелетиями, ибо язык является еще и носителем этических норм народа. Как и любой другой язык, язык черкесский является воспитателем, и если потеряется язык, то потеряется и черкесское воспитание. Невозможно перевести на чужой язык, передать на чужом языке глубину мысли, мудрость, вложенные, сформулированные и отточенные тысячелетиями в виде пословиц и поговорок. Следовательно, если исчезнет какой-то язык, то Мир станет беднее, Россия станет духовно беднее.

Процесс исчезновения языка происходит каждый день, потихоньку, но происходит. Народ теряет свой язык. Произойдет это и с карачаевцами и балкарцами, абазинами и ногайцами, несмотря на то, кто из них по численности больше. И их этническая идентичность, их красота исчезнет. Сегодня еще некоторые люди в России понимают, что у кавказцев есть уважение к старшему, сегодня еще кавказцам стыдно переселять своих немощных стариков в дома престарелых, и они ухаживают сами за своими старшими, но с исчезновением языка исчезнет и этот стыд, и это уважение к старшему.

Но ведь Государственный муж должен понимать это, если он действительно Государственный муж и находится у власти Великого Российского Государства.

Государственная национальная политика России - вот в чем наша проблема, проблема народов Кавказа, вот в чем проблема и самой России.
А наше будущее, будущее наших народов я вижу в составе России. Но видит ли Россия нас в своем составе как народы, равные в правах с русским народом? Видит ли Россия красоту народов Кавказа, красоту их нравов и обычаев, красоту их танцев, красоту их языка, слышат ли они музыку их языка.

Проект "Мир Кавказу" нам нужен. Этот проект нужен и России.

"В самих республиках к проекту относятся очень положительно. Нам сказали, что этот проект вызвал огромный энтузиазм на Северном Кавказе, даже звучали слова, что, пожалуйста, не останавливайтесь, идите вперед, если вы прекратите проект, это будет воспринято как огромное поражение", - сказал Шевченко корреспонденту "Кавказского узла" после состоявшейся с ним встречи. По словам журналиста, проект также называли "одной из последних надежд Кавказа на улучшение ситуации".

Уважаемый Максим Леонардович, я повторяю что проект "Мир Кавказу" нам нравится. Вам говорят, что "если вы прекратите проект, то это будет воспринято как огромное поражение". Уверяю Вас, это не будет поражением, потому что вы уже достигли такого, что уже никто не сможет победить достигнутого. Вы уже дали народам Кавказа очень много позитивного. Но и прекращать не нужно. Нужно идти дальше.
И уверяю Вас, что проект "Мир Кавказу" - это надежда Кавказа, но это не "одна из последних надежд Кавказа на улучшение ситуации". Я знаю, что Вы верите в Бога. Я тоже верую. Потому говорю: Бог Вам в помощь. И мы поможем Вам в силу своих возможностей. Удачи и Мира!

Александр Охтов,
президент Федеральной Национально-Культурной Автономии адыгов России.
© elot.ru




Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа 18 мая 1994 года 12:29 Пятница 0 6 226 Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа 18 мая 1994 года Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа Уважаемые соотечественники! События более чем вековой давности возвращают нас к далеким годам, когда в борьбе за Кавказ
Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей? 10:45 Понедельник 0 2 357 Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей? Когда-то на всем Кавказе действовал жесткий запрет на похвалу своих детей. Я помню тех аульских стариков, которые замолкали и поджимали губы, когда кто-то начинал хвалить их сыновей. Они никогда не
Делова Л. А. : К вопросу о миграционных процессах в Республике Адыгея 09:22 Суббота 0 2 158 Делова Л. А. : К вопросу о миграционных процессах в Республике Адыгея Распад Советского Союза и последующая трансформация социально-экономической жизни в Российской Федерации привели к резкому изменению демографической ситуации и новой волне миграции на всей территории