» » » Он-лайн конференция с Председателем КБРОД «Черкесский Конгресс» Русланом Кеш. (Ч1)
Он-лайн конференция с Председателем КБРОД «Черкесский Конгресс» Русланом Кеш. (Ч1) 02:46 Четверг 0 9 090
18-08-2011, 02:46

Он-лайн конференция с Председателем КБРОД «Черкесский Конгресс» Русланом Кеш. (Ч1)



Он-лайн конференция с Председателем КБРОД «Черкесский Конгресс» Русланом Кеш. (Ч1)

Он-лайн конференция с Председателем КБРОД «Черкесский Конгресс» Русланом Кеш.

15.08.2011 года в группе «Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии.» прошла он-лайн конференция с Председателем Кабардино-Балкарского регионального общественного движения «Черкесский Конгресс» Русланом Кеш.
Конференции с Русланом молодежь ждала, наверное, больше всего. С тех пор как они стали регулярными, нас чаще всего просили пригласить именно Руслана. Ребята задавали самые актуальные вопросы в течении 4 часов.
Предоставляем вам материал по прошедшей он-лайн конференции.

Заур КIэдыкIуeй:
Ф1эхъус апщий, Руслъан.
Къеблагъэ!
Тхьэм уигъэпсо ныбжьыщ1эхэм ди упщ1эхэм жэуапхэр къептыну зэман къызэрыхэпхыфам!
Мы ти пчыхьэзэхахьэр Тхьэм пчыхьэш1у тфеш1.

Руслан Кеш:
Упсо апщий! Ф1ым дыхуиблагъэ!
Сэри си гуапэ сыкъызэревгъэблэгъамк1э ныбжьыщ1эхэм!
Пчыхьэ дахэ зэк1эми Тхьэм тфиш1!

Заур КIэдыкIуeй:

Адэк1э, хъуну щытмэ,урысыбзэк1э нызотх.
Руслан, во-первых от лица участников группы и администрации мы хотим поздравить Вас, как одного из лидеров, поднявших черкесский вопрос на международный уровень, с признанием геноцида нашего народа независимой страной, участницей ООН - Грузией. Благодарим Вас за столь, несомненно, весомый вклад в судьбу черкесского народа!
Расскажите, пожалуйста, о том событии, и Ваших эмоциях, когда это, наконец-то, свершилось.
Прошло три месяца со дня этого исторически важного и переломного момента в судьбе Черкесии, ажиотаж стих, какие сейчас ощущения после такой долгой работы?

Руслан Кеш:
Дэгъуэщ Заур.
Спасибо за теплые слова. Разрешите мне тоже поздравить всех вас с этим значительным в истории Черкесии событием – признанием геноцида черкесов Грузией – государством-членом ООН, нашим ближайшим соседом, И конечно, еще раз выражаю благодарность Грузии, грузинскому народу и всему руководству страны.
Этому событию предшествовала большая напряженная работа и с грузинской, и с черкесской стороны. Грузинская сторона проделала огромную работу. В грузинском обществе сначала к идее признания геноцида черкесов относились неоднозначно, точно так же, как и в нашем, ведь после грузино-абхазской войны 1992-1993 годов мы долгое время смотрели друг на друга чуть ли не через амбразуру. Кроме того, было значительное внешнее давление на Грузию с целью недопущения признания ею геноцида черкесов – и не только со стороны ее противников, но даже и со стороны ее союзников.

Как в грузинском, так и в черкесском обществе наблюдался массовый вброс тематики о грузино-абхазской войне 1992-1993 годов, о противостоянии в ней грузин и черкесов. Причем с черкесской стороны об этом громче всех стали кричать те, кто до этого был весьма равнодушен как к черкесскому национальному движению, так и к проблемам Абхазии. Аналогичная проблема была решена с, как доставка товаров из Китая

Кроме того, появлялась различная «аналитика», которая считала необходимым увязать вопрос признания Грузией геноцида черкесов с признанием ею сначала геноцида армян – говорили о возможной негативной реакции армянского населения Грузии, чуть ли не о дестабилизации обстановки в стране.

На черкесском направлении вбрасывались тезисы о том, что все происходящее – происки финансируемой ЦРУ зарубежной черкесской диаспоры, а российские черкесы ничего не хотят – они вполне довольны, и просто счастливы жить под разными названиями – «кабардинцы», «адыгейцы», черкесы и «шапсуги», и только и мечтали быть разделенными на шесть субъектов федерации.

Затем с абхазской стороны последовал удивительный тезис, что черкесы никогда не обратятся к Грузии, поскольку единственная забота черкесов на Кавказе и в диаспоре – это отстаивание интересов Абхазии.
Говорилось о том, что Грузия предпринимает этот шаг единственно с целью насолить России, а в ответ Россия признает геноцид осетин и т.д.

В общем, велась настоящая информационная война.
Однако несмотря ни на что, политическое руководство Грузии приняло решение о признании геноцида черкесов. И мы уважаем руководство страны за этот шаг.
С черкесской стороны было важно осуществлять всестороннее сотрудничество с грузинской стороной, и это было сделано.

Основную роль в вопросе признания геноцида, конечно, сыграла американская диаспора черкесов, которая и сегодня является локомотивом движения по решению черкесского вопроса. Вместе с тем большую роль сыграли и черкесы Кавказа, и диаспоры других стран – особенно Израиля, Германии, Иордании.
В целом можно сказать, что черкесские организации во всем мире продемонстрировали высокую степень взаимодействия и эффективности.

Что касается эмоций, то сдержать их, находясь на историческом заседании Парламента Грузии, было очень сложно. Мысленно перед нами стояли наша исчезнувшая страна – Черкесия, сотни тысяч невинно убитых и изгнанных из своей страны людей. И наконец-то эти варварские деяния, эти преступления, совершенное против нашего народа, получили соответствующую юридическую оценку Парламентом государства-члена ООН.
Я видел Фатиму Тлис – она не смогла сдержаться и плакала. Даже пожилые мужчины – представителей нашей диаспоры, еле сдерживали эмоции. Одновременно это были эмоции надежды. 20 мая 2011 года начался новый этап истории Черкесии – истории ее возрождения.

Сегодня, когда прошли три месяца, и мы привыкли в этой новости, эмоции конечно, ушли на второй план – теперь опять предстоит дальнейшая работа.

Заур КIэдыкIуeй:
Вы сегодня активно работаете по вопросу признания геноцида черкесов международным сообществом и Российской Федерацией, как вы оцениваете труд ваших идеологических предшественников в этом вопросе: участников Кошехабльского форума "История - достояние народа", Верховного Совета КБССР, Эдуарда Казанокова и МЧА в целом и т.д.? Что ими сделано, что не доделано, чего можно было добиться в те времена?

Руслан Кеш:
Заур, я по специальности преподаватель физики и астрономии и хочу рассказать одну историю. Как-то Исаака Ньютона спросили, в чем причина его достижений. Он ответил: «Если я и видел дальше других, то потому, что я стоял на плечах гигантов». Он имел ввиду своих предшественников, прежде всего – Галилея.
Я думаю, что современное поколение черкесских политиков с полным основанием может сказать эти слова по отношению к своим предшественникам – министру юстиции России Юрию Калмыкову, первому президенту Международной Черкесской Ассоциации; Юрию Шанибову; Зауру Налоеву; Хачиму Кармокову, под руководством которого Верховный Совет Кабардино-Балкарии признал геноцид черкесов (адыгов) и многим другим.
Эдуард Казаноков впервые поставил вопрос о признании геноцида черкесов с трибуны Организации Объединенных Наций.
Кошехабльский форум, Конференция в Нальчике сломали советские мифы о добровольном присоединении черкесов к России, открыли занавес над огромным пластом скрываемых источников по Русско-Черкесской войне. Сегодня, когда читаешь материалы тех конференций, видишь, что они немного наивные, иногда спорные, и то, что сегодня представляется очевидным, было предметом острых дискуссий. Многие положения тех Конференций сегодня, конечно, не актуальны.
Но всему свое время. Для того времени свою роль они выполнили.
Что касается вопроса о том, что было не сделано в то время – к концу 1990-х годов и до середины 2000-х черкесское национальное движение практически не существовало.
Если бы тот импульс, который приобрело в начале 1990-х годов черкесское национальное движение, сохранился и в дальнейшем, мы бы сейчас находились значительно дальше.
На мой взгляд, тогда не было сделано главного – не была четко сформулирована национальная доктрина черкесов, национальная идеология. По-моему, Бисмарк сказал: «Народ, не имеющий собственной национальной идеи, является навозом, на котором произрастают другие народы». Если бы тот интеллектуальный потенциал, который был в начале 1990-х годов, сформулировал бы национальную идею и национальную идеологию, сегодня нам было бы во много раз легче.
Что касается ошибок того периода, то, на мой взгляд, это было чрезмерное увлечение идеями Горской республики, Кавказской Конфедерации и т.д.
Эти идеи были своеобразной данью абхазской войне 1992-1993 годов, а затем первой чеченской войне, начавшейся в декабре 1994 года.
Никакая Горская республика или Конфедерация не решит задачи нашего народа. Мы все это уже неоднократно проходили. Печальный пример тому – независимая Горская Республика времен Гражданской войны, а затем советская Горская Республика, отрезавшая от Кабарды значительные территории, из-за чего Кабарды и была вынуждена выйти из состава Горской Республики.
Мы должны работать над восстановление нашей страны – Черкесии. А когда у нас будет свой дом, можно и нужно жить в братстве и добрососедстве с другими народами.

Лариса Даурова (Хадипаш):
Шъуи пчыхьа ш1у, зэк1эхэмк1и! Добрый вечер всем! Руслан, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу снижения интереса к образованию со стороны нашей молодежи. Многие поступают в вузы скорее по желанию родителей, а "учатся" так, что позорят весь народ...Как Вы считаете, можно ли реально повысить уровень образованности среди адыгской молодежи?

Руслан Кеш:
Пщыхьэщхьэф1 Тхьэм къуит, Лариса. Я сам много лет преподавал физику. Проблема снижения уровня образования действительно есть. Те реформы образования, которые проводятся в России последние двадцать лет объективно способствуют снижению уровня образования. Надо менять всю систему образования, по другому добиться уровня образованности отдельно взятого народа в России невозможно.

Теувэж Беслан:
Уи пщыхьэщхьэ ф1ыуэ Руслан! Когда можно будет ознакомиться с архивными материалами Грузии по черкесскому вопросу?

Руслан Кеш:
Пщыхьэщхьэф1 Тхьэм къуит, Беслан. Грузинский архив открыт для изучения. В Грузии существуют специальные гранты для исследования. Так что, если есть черкесские специалисты, желающие поработать в архиве Грузии, обращайтесь, пожалуйста, к нам. Мы поможем.
Что касается экспертного заключения, подготовленного экспертной комиссией Парламента Грузии, под руководством Мераба Чухуа, то она подготовлена на грузинском языке. Оно будет переведено на русский, английский языки.

Suleiman Gurji:
Приветствую вас Руслан. Вопрос такой. Как идет процесс консолидации черкесской диаспоры в Турции?

Руслан Кеш:
Гамарджобат, Соломон. Черкесская диаспора Турции - самая проблемная. Дело в том, что там существуют серьезные проблемы с самоидентификацей черкесов. Существующие кавказские организации внушают им ложный тезис о том, что черкесы - это все выходцы с Кавказа. Между тем, черкесы - это только адыги и убыхи, которые являются неотъемлемой частью черкесского мира. По этому сегодня в Турции мы стоим перед необходимостью создания новых национальных черкесских (адыгских) организаций. С другой стороны общий уровень самосознания черкесов Турции растет, просто его пытаются направить в неправильное русло. Процесс создания национальных черкесских организаций в Турции уже начался, и давайте поможем турецким черкесам в этом.

Заур КIэдыкIуeй:
Сегодня часто в аб(х)аза-черкесской блог сфере появляется вопрос: "Почему именно Грузия признала геноцид черкесов?" Как бы вы ответили на этот вопрос?

Руслан Кеш:
Я бы по-другому сформулировал этот вопрос: «Почему именно Грузия первой признала геноцид черкесов?»
Во-первых, Грузия является нашим ближайшим соседом. Во-вторых, весь архив российской Кавказской армии находится в г. Тбилиси, и что касается Русско-Черкесской войны, то Грузия – самое информированное в мире государство. Ну и конечно, Грузия свободна от российского влияния.

Иногда нам говорят: «Но ведь Грузия преследует свои интересы». Любое нормальное государство преследует свои интересы. Было бы очень странно, если бы Грузия стала преследовать интересы Бангладеш или Науру. Назовите мне страну, которая не преследует свои интересы.
Точно также и мы, черкесы, должны преследовать свои цели. И если появилась такая возможность, то ее надо реализовывать. В этом и состоит политика.
Слишком много возможностей упустили черкесы даже после Русско-Черкесской войны, когда не умели ставить во главу угла свои собственные интересы.
Наверное, будет правильно, если мы, как и все зрелые нации, будем руководствоваться принципом: у черкесов нет вечных врагов, и нет вечных друзей. У нас есть вечные интересы.

http://www.odnoklassniki.ru/profile/507394955090:
Добрый вечер Руслан!!!! Что по Вашему мнению должно произойти, чтобы адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги перестали таким образом делить друг друга на разные народы, когда мы преодолеем это невежественное позорное деление, когда мы все без исключения и стар и млад от Темрюка до Моздока, от Анапы до Сочи наконец осознаем, что мы один народ и весь Северо-Западный Кавказ это наша земля-земля адыгов!?

Руслан Кеш:
Абрек, Добрый вечер. Черкесский народ, разделенный советской администрацией территориально на 6 субъектов, на 4 "народа", а недавно решением Президента России Медведева еще и на 2 Федеральных округа, имеет единое самоназвание "Адыгэ" и общий язык - Адыгэбзэ. То есть мы единый черкесский (адыгский) народ! Конечно, просто так результаты восьмидесятилетней пропаганды не исчезнут. Мы до сих пор наблюдаем ее рецидивы. Однако, наиболее сознательная часть черкесской молодежи считает себя черкесами, и с каждым годом их число становится все больше и больше. Мы все должны дальше работать в этом направлении - объяснять, разъяснять, и работать в основном с молодым поколением. Другого пути нет. Что касается российской академической науки, то в мае2010 года Российская Академия наук признала , что все мы, вместе с убыхами - единый черкесский (адыгский) народ. Таким образом, кроме структур власти, у которой по сути нет никаких аргументов, больше ни кто не считает нас четырьмя разными народами. Я думаю, что со временем это позорное деление на всегда уйдет в историю.

Заур КIэдыкIуeй:
Расскажите об организации Черкесский Конгресс КБР. Когда она создавалась, по каким причинам и какие у нее цели?

Руслан Кеш :
«Черкесский Конгресс» КБР образовался в 2006 году, когда из «Кабардинского конгресса» выделилась молодежная группа. Мы с самого начала выступали за слово «Черкесский» в названии этой организации, чтобы уйти, наконец, от советского деления нашего народа на «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов». Однако мы не нашли понимания у старшего поколения.
Впоследствии, обсудив ситуацию с председателем «Кабардинского конгресса» Юрием Шанибовым, которого я считаю своим учителем, мы решили создать отдельно «Черкесский Конгресс» Кабардино-Балкарии, для того, чтобы сосредоточиться на решении общечеркесских задач. После этого на нас вышла Фатима Тлис, которая познакомила с активистами «Черкесского Конгресса» Адыгеи и Карачаево-Черкесии.
Целью «Черкесского Конгресса» КБР является восстановление единства черкесского народа на исторической Родине. Одними из первых мы провозгласили необходимость восстановления Черкесии.

Adyghe (Rustam) Circassian:
Уи пщыхьэщхьэ фlыуэ, Руслъан! Хочу обратиться с таким вопросом. Каковы на ваш взгляд перспективы конструктивного и благоприятного для нас адыгов диалога с российским правительством? На ваш взгляд можем ли мы надеяться на благосклоность руси в признании геноцида в обозримом будущем? Си гуапэу!

Руслан Кеш:
Пщыхьэщхьэф1 Тхьэм къуит, Рустам. Что касается России, то результаты диалога зависят только от того насколько Россия на самом деле хочет положительно решить проблему разделенного черкесского народа. Есть признаки, что российское руководство делает какие то шаги на встречу - отменен визовый режим с Турцией, приняты поправки к закону о соотечественниках, рассматриваются вопросы о поддержке изучения черкесского языка в Турции, и т.д. С другой стороны у нас есть опасения, что проводимые общественной палатой и экспертным сообществом круглые столы призваны лишь выпустить пар, создать иллюзию озабоченности черкесским вопросом. Кроме того, нас настораживает продолжающиеся попытки переписывания истории Черкесии, в частности вопрос о коренном народе краснодарского края. Мы видим, что даже письмо от МЧА с просьбой учесть в подготовке Олимпиады черкесскую историю этих мест попросту игнорируется. Мы следим за ситуацией и для решения проблем репатриации черкесов на Кавказ, всегда готовы к диалогу.

Черкес 07:
Салам алейкум си къуэшхэ. Уважаемый Руслан хотел бы задать вам один вопрос, какие работы ведутся вами в частности вашей организацией и другими общественными организациями именно с народом по его возрождению, по обучению Хабзэ по этикету одежде воспитанию?

Руслан Кеш:
Черкес 07, Уалейкум Салам. К сожалению, наши возможности весьма ограничены. Мы считаем, что этим должна заниматься не какая-то организация, а все мы - люди, у которых есть такая возможность и желания. В частности в этом году некому было проводить Джэгу на площади Абхазии в Нальчике. В этом году у нас не было возможности курировать этот вопрос. По этому поле деятельности открыто для всех, каждый человек на своем месте может сделать для нашего дела очень многое.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Сегодня черкесы отходят от "спячки", наблюдается активность. Как Вы считаете, есть ли хотя бы скелет идеологии, которая может объединить черкесов всего мира для дальнейшего лоббирования своих интересов на мировой арене?
Какой вы видите идеологию черкесов?

Руслан Кеш:
Евгений, идеология включает в себя два направления – внешнеполитическое и внутриполитическое.
Внешнеполитическое направление – это идея восстановления нашей страны – Черкесии в ее исторических границах, это признание геноцида черкесов (адыгов) мировым сообществом, и репатриация черкесов на Кавказ.
Внутриполитическое направление – это идея о том, на каких принципах должно быть построено само черкесское общество. И здесь мы должны использовать систему, доставшуюся нам от наших предков – это наша национальная философия Хабзэ.
Я скажу так – в мире очень немного народов, имеющих, подобно черкесам, свою собственную философскую систему. И мы не можем, не имеем права ее потерять. На это нам никто права не давал. Утеряв систему Хабзэ, мы перестанем быть черкесами.
Хабзэ, как и все древние концепции, требовало исключительно устной передачи знаний. Однако сегодня, в век глобализации, становится актуальным ее письменная фиксация, хоть это и идет в разрез с древней традицией. Важнейшей задачей является письменное изложение Хабзэ как живого философского учения, с тем, однако, чтобы письменная фиксация не превратила его в догму. И, конечно, я считаю, что система Хабзэ должна стать базовой в возрожденной черкесской государственности.

Lyana & Rebecca inc.:
Руслан, добрый вечер! У меня вопрос по "Адыгэ хабзэ". Одни сейчас считают, что оно фактически утрачено, другие сетуют на нововведения, возмущаясь тем, что за "хабзэ" выдается то, что раньше "хабзэ" не являлось. Как ты к этому относишься? Считаешь ли ты, что мы теряем "хабзэ", или наше "хабзэ" просто видоизменяется, следуя времени, как это было и сто, и двести лет назад?

Руслан Кеш:
Добрый вечер, Lyana & Rebecca inc. Хабзэ - это целая философская система. Она имеет два уровня - базовый, который никогда не меняется, и изменяющийся, который не только может, но и должен меняться вместе с окружающимся миром. Вот этот момент необходимо четко различать. Иначе одни ругают Хабзэ за то, что оно изменяется, а другие - за то, что оно догматично. В реальности же оно максимально соответствует базовым ценностям человека и в то же время прекрасно адаптируется к изменяющемуся времени. Если мы поймем это, то подобные дискуссии не будут актуальны.

Adyghe (Rustam) Circassian:
Применима ли в черкесском обществе система лидерства?
Если да, то какая она должна быть у нас, у черкесов?

Руслан Кеш:
Если брать систему лидерства в ее обычном понимании – то, на мой взгляд, такая система лидерства не подходит к нашему народу. Такого никогда не было в Черкесии. Именно в этом и была гарантия независимости страны, и преемственности ее самобытности.
Кто не верит, может назваться лидером в Черкесии – и посмотрим, что из этого выйдет))
Мне лично это слово претит. И даже когда пишут в СМИ «Лидер Черкесского Конгресса КБР» - у меня возникает внутренний протест. По необходимости, связанной с российским законодательством, мы в «Черкесском Конгрессе» КБР ввели слово «председатель». Однако работаем мы все вместе, решения принимаем коллегиально. Я бы предпочел слово «координатор» или как-то еще. Должно работать убеждение, обсуждение, а не указания.
На мой взгляд, у нас должно быть не лидерство человека, а лидерство идеи! На каждом этапе истории идея может быть своей, вытекающей из той ситуации, в которой находится наш народ на данном этапе.
К примеру, сейчас самой актуальной является задача воссоединения народа на исторической Родине, восстановления Черкесии, возрождения Хабзэ.
Исходя из этого, каждый черкес и должен действовать, в соответствии с Хабзэ, с принципом Шу закъуэ – не надо никого ждать, не надо дожидаться ничьих указаний. Надо действовать самому – делать все, что можешь. Это самый эффективный способ достижения цели, И конечно, координировать по возможности свои действия, чтобы действовать согласовано.
А сидеть и ждать, пока появится лидер – это путь, который никогда не был характерен для нашего народа.

⋰Ӝ⋱Cherkes ⋰Ӝ⋱
Ф1эхъус апщий псоми! Упсо, Руслъан, ди упщ1эхэм жэуап къептын зэрыбдам щхьэк1э! У меня вот такой вопрос: Ведутся ли работы по признанию геноцида с другими странами? Заранее спасибо за ответ!

Руслан Кеш:
⋰Ӝ⋱Cherkes ⋰Ӝ⋱ , Тхьэм уигъэпсо. Работа по признанию геноцида черкесов другими странами ведется. Особенно активна в этом наша американская диаспора. Просто в данный момент было бы неправильным называть конкретные страны, с которыми ведется эта работа. Думаю, в скором времени мы все об этом узнаем.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Как давно вы работаете с Авраамом Шмулевичем?
Как вы оцениваете его вклад в достижении признания геноцида Грузией, и придания более громкого тона "Черкесскому вопросу"?

Руслан Кеш:
Авраам Шмулевич – один из самых читаемых в России журналистов, пишущий на русском языке. Мы с ним познакомились в 2009 году и с тех пор успешно сотрудничаем.
Именно публикации Шмулевича по черкесскому вопросу – цикл статей «Кровь Красной Поляны: Олимпиады на земле геноцида как ловушка для русского медведя», и другие, прорвали информационную блокаду вокруг черкесского вопроса в российском информационном пространстве.
Сейчас Авраам Шмулевич является стратегическим советником Черкесского Конгресса. Его опыт, его журналистский талант, его связи для нас очень полезны.
Что касается его роли, то я бы сказал так: без Авраама многое было бы по-другому.

Лариса Даурова (Хадипаш):
Руслан, как Вы прокомментируете нарастающую "исламизацию" среди молодежи, причем в самом радикальном ее проявлении?

Руслан Кеш:
Лариса, в Черкесии всегда, на протяжении всей ее истории, существовала развитая национальная философия Хабзэ. И какая бы религия ни появлялась в Черкесии, она не могла принять фанатичные формы, и причиной этого было существование Хабзэ. Мало того, представители всех без исключения конфессий, чувствовали себя в Черкесии комфортно и защищено. Сегодня, когда со стороны государства, СМИ и общества навязываются другие ценности, система Хабзэ стала существенно размыта. Соответственно, пропали ограничения, которые не допускали каких либо резких радикальных тенденций. По этому, на мой взгляд, когда будет восстановлена система Хабзэ, эти перекосы автоматически урегулируются и исповедование религии будет таким, какими их всегда исповедовали наши предки.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
После признания геноцида активная часть черкесов, распространяющая информацию о признании исторической справедливости сталкивалась очень часто с таким вопросом: «признали. и че?? -)))»
собственно ребята не совсем понимают, что нас ждет после признания, что в этом хорошего?
Как можно на это ответить?

Руслан Кеш:
Евгений, трагедия, которая случилась с нашим народом, должна получить оценку мирового сообщества. Это, прежде всего моральный долг перед памятью погибших, перед исчезнувшей страной. И первый шаг в этом направлении сделан. Геноцид черкесов признан Грузией - государством-членом Организации Объединенных наций. Признание геноцида черкесов государством-членом ООН, вывело черкесский вопрос международный уровень. Он стал фактором международной политики. Теперь черкесский вопрос - не внутреннее дело России. Проблема черкесов - международная, а это позволит нам поднимать проблему изгнанного черкесского народа совсем на другом уровне, чем это было до сих пор.
Но конечно, ждать, что прямо сегодня что-то изменится – нельзя. Это только первая ступень на пути к цели и она будет обязательно достигнута.
Чтобы нам сохранится как нации нам необходимо говорить о своих проблемах и сделать все чтобы быть услышанным мировым сообществом.
Это поможет нашему народу сохранить свою национальную самобытность, самоиндентификацию. Мы должны сегодня заложить прочную основу для развития будущего Черкесии.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Как вы оцениваете черкесо-абхазские отношения сегодня? каковы перспективы развития?

Руслан Кеш:
Евгений, я повторюсь, мы должны исходить из принципа – у нас нет вечных друзей и вечных врагов, есть только вечные интересы. Сегодня мы не довольны политикой Абхазии (как властей, так и общественников) по отношению к черкесам. Во-первых, черкесы не могут получать гражданство Абхазии, как его получают убыхи и абазины. Во-вторых, мы недовольны тиражированием в Абхазии историографических мифов, наряжанием черкесской истории в абхазские одежды. В-третьих, нас не устраивает деятельность абхазских политиков в турецкой диаспоре, направленная с одной стороны, на отрыв убыхов и джигетов от черкесов, а с другой – на манипулирование черкесской диаспорой в своих интересах.
Наша политика по отношению к Абхазии, да и ко всем остальным, включая абазин – должна быть симметричной.
Кто за нас – тот наш союзник, кто против нас – тот наш враг.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Что Вы можете сказать о развитии грузино-черкесских отношений?

Руслан Кеш:
Евгений, еще раз скажу - у нас нет вечных друзей и вечных врагов, есть только вечные интересы. Сегодня нас вполне устраивают динамично развивающиеся отношения с Грузией.
За всю историю между черкесами и грузинами никогда не было войны, за исключением войны в Абхазии в 1992-1993 гг. Черкесская знать находилась в родстве с грузинской, черкесские (кабардинские) войска выступали как союзники Грузии в борьбе против персов. Черкесские княжны становились грузинскими царицами. Грузия для нас – не сиюминутный партнер, а стратегический союзник.
Что касается отношений Грузии и Абхазии – то это дело самих Грузии и Абхазии. Для нас важно, что все конфликты на Кавказе решались исключительно мирным путем.

Suleiman Gurji:
Руслан, Тбилиси намеревается создать черкесский культурный центр в Грузии..Какие функции этот центр будет иметь?

Руслан Кеш:
Соломон. На черкесский культурный центр в Грузи мы возлагаем большие надежды. Он должен стать культурным, политическим, духовным центром черкесов. Конечно, черкесские культурные центры должны быть построены во всех странах проживания черкесской диаспоры и в России. Надеемся, что пример Грузии окажется положительным для всех этих стран.
Черкесских культурных центров нет даже в России, на родине черкесов. По этому строительство такого центра в Грузии мы приветствуем.

⋰Ӝ⋱Cherkes ⋰Ӝ⋱
Руслан, Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы люди хотели учить Черкесский язык? А то получается сейчас, что люди не учат свой родной язык с отговорками: "Черкесский язык на не нужен, он не пригодится при устройстве на работу"!

Руслан Кеш:
⋰Ӝ⋱Cherkes ⋰Ӝ⋱, прежде всего надо всеми способами поднимать престижность черкесского языка. К сожалению, во всех так называемых республиках, черкесский язык вытеснен на исключительно бытовой уровень. Прежде всего мы должны требовать от органов власти так называемых республик реализации тех же законов о языке, искать спонсоров и специалистов для озвучки мультипликационных и художественных фильмов на черкесском языке, книг для детей, а также создание международного национального телевидения, построенного на принципе черкесского этноцентризма. Первая попытка такого рода Нарт-ТВ оказалась совершенно неудачной.

Лариса Даурова (Хадипаш):
Руслан, Тхьэм уегъэпсэу! еще один вопрос: существует реальная опасность, что черкесский вопрос может стать и, похоже, реально становится разменной картой в крупной политической игре и битве Запада с Россией. Хватит ли ума, опыта, дипломатии нашим адыгским лидерам не допустить в таком случае новой войны на Кавказе, которая окончательно сотрет нас с лица земли?

Руслан Кеш:
Лариса. Разменной картой черкесский вопрос может быть только в одном случае - когда мы - черкесы, позволим это сделать. Мы являемся актором со своими собственными интересами, которые для нас так же важны, как и для любого другого народа их собственные интересы. Кроме того, всегда нужно уметь учитывать текущий политический расклад, анализировать интересы всех сторон для реализации своих интересов. Умение использовать ситуацию является очень важным. Мы - черкесы, сами по себе сегодня в таком состоянии, что рассчитывать, что мы сумеем чего-то достичь, не используя потенциал других стран, было бы самонадеянно. По этому оптимальным является некий баланс между учетом интересов всех задействованных сторон, и нашими собственными национальными интересами.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Вы работаете с диаспорой? какие проблемы самые актуальные на сегодня в диаспоре?

Руслан Кеш:
Евгений, мы только начинаем работу с диаспорой и просим включиться в эту работу всех, кто имеет такую возможность. Самая проблемная диаспора сегодня – это, как ни странно, турецкая.
Начну с того, что, за исключением «Патриотов Черкесии», а также с теми организациями района Мраморного моря, с которыми успешно работает Аскер Сохт, остальные никак не могут понять простую вещь, что дагестанцы, осетины, абхазы, чеченцы и т.д. – это не черкесы. Они проводят тотальную пропаганду, что черкесы – это все выходцы с Кавказа, и носятся с идеями Горской республики на Кавказе. В качестве примера такой пропаганды приведу ссылку на статью. http://kafkasfederasyonu.org/dokuman/kose_yazi_s_alankus.htm

это «классическая» для турецкой диаспоры пропагандистская статья, в данном случае написана осетинкой Севдой Аслашкуш /Sevda Aslankuş (Puhaitı)/. Она идентифицирует себя так: «Puhate’yim, İron’um, Oset’im, Çerkesim, Türkiyeliyim, feministim, demokratım' (я Пухате, потом Иронка, потом Осетинка, потом Черкешенка, потом Турчанка, потом феминистка, потом демократка). И таких статей на джандемировском сайте очень много.

Как видите, «благодаря» такой пропаганде, в турецкой диаспоре существуют большие проблемы. Людям не дают знают, что черкесы – это только адыги и убыхи, и с упорством, достойным лучшего применения, вбивают им в головы, что черкесы - это все кавказцы. Отсюда и выползают флаги Горской республики на Дне Памяти павших за свободу Черкесии 21 мая, отсюда и абсурдные требования к властям Турции организовать преподавание осетинского и абхазского языков как диалектов (!) черкесского.
В общем, эти колхозы были актуальны в середине 20 века. Сегодня необходимо срочно создавать в Турции национальные черкесские (адыгские) организации, в которые будут входить адыги и убыхи.
Первой ласточкой было решение кавказских организаций района г. Бурсы и Мраморного моря преобразоваться, наконец, в черкесские (адыгские) организации.
Эту работу надо продолжать, и ее может делать любой из нас – кто ездит в Турцию, кто переписывается с турецкими черкесами в интернете. Пожалуйста, используйте все возможности, объясняйте им, что черкесы – это адыги и убыхи, и что нам нужны НАЦИОНАЛЬНЫЕ черкесские организации в Турции.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Какая диаспора самая активная? Какие Хасэ диаспоры можно выделить?

Руслан Кеш:
Евгений, самая активная черкесская диаспора – конечно американская, несмотря на ее малочисленность. Они сыграли основную роль в вопросе признания геноцида черкесов Грузией, они организаторы акций протеста у Русского дома на Олимпиаде в Ванкувере, локомотив и «генератор идей» в вопросе признания геноцида черкесов мировым сообществом. Последнее мероприятие – обсуждение геноцида черкесов в Аргентине, тоже их заслуга. Достаточно активны Хасы Германии, Израиля. В Турции, из того, что есть, мы надеемся на «Патриотов Черкесии». Остальные организации там носятся с непонятными идеями Горской республики, и никак не могут понять, кто такие черкесы.
Черкесы – это адыги и убыхи.

Ренат Кабалов:
Салам алейкум, Руслан. Я Кабалов Ренат- активист Союза Абазинской Молодежи Шарпны.

У меня следующие вопросы:
1. В последнее время обострились отношения между нашими народами, какие вы видите пути решения этой проблемы?
2. Возможно ли проведение форумов, круглых столов с участием молодежи абаза-адыгов для того чтобы не было споров и обоюдных оскорблений, и повышения уровня толлерантности среди молодежи?

Руслан Кеш:
Ренат. Приветствую в твоем лице союз абазинской молодежи. Политика, которую проводят абазинские организации и особенно идеология, которой они руководствуются, не располагает к положительному решению проблемы. И думаю, здесь никакие форумы не помогут, потому что на лицо системная проблема. Попытка сохранить абазинскую идентичность похвальна и заслуживает уважения. Однако методы, которыми это делается, сознательно направлены против черкесского народа и по идее их авторов, должны привести к расколу абазино-черкесов.
Мы считаем, что этот сценарий для абазинского народа тупиковый, так же как и для Абхазии. Но какого направления будут в дальнейшем придерживаться абазинские организации и абхазская общественность – это их суверенное право, мы туда вмешиваться не хотим. Мы лишь намерены реагировать на эту политику. Вот, например, когда черкесы поставили вопрос о признании геноцида черкесов, на наш взгляд, было бы разумно абазинским организациям сделать то же самое, так как геноцид абазин так же имел место, как и геноцид черкесов. Однако, ничего подобного сделано не было. К сожалению, мы увидели лишь малопонятную акцию в поддержку Сочинской Олимпиады. Выступать же за признание геноцида абазин без мнения самих абазин, мы не могли. Хотя знаем, что и этот факт использовался чтобы "доказать" "антиабазинскую политику" черкесов. Или, как можно было абазинам, подвергшимся такому же геноциду, присутствовать на открытии памятника Ермолову. Мы считаем эту политику тупиковой.

* El *:
Адыги, живущие за пределами нашей родины в разных странах имеют контакты с представителями разных народов, культур. Им не нужно ходить в черкесках, чтобы их почитали и уважали. Почему же адыги на родине не могут быть такими же? Почему они враждуют почти со всеми народами, которые их окружают?

Руслан Кеш:
El, черкесы на родине ни с кем не враждуют. Но если представители соседних народов строят свой историографический базис на сказках о том, что черкесы украли у них все, а сами являются пришлыми, цыганами, людьми без культуры и роду-племени, то согласитесь, никакой любви к таким деятелям у черкесов быть не может. Кто-кто, а черкесы на Кавказе точно никому ничего не должны.

_ ®atmist® _:
Ф1эхъус Руслан, у меня вопрос такой, что некоторым он может показаться провокационным, но все же я его задам, потому что, в блогосфере и на форумах сейчас этот вопрос бурно обсуждается, а именно между черкесами и абхазо-абазинами. Приведу несколько комментарий от абаза и вы все поймете, это касается и территории и этнической принадлежности шапсугов, убыхов, садзев и т.д.
Коммент абаза из ЖЖ
Абазинам надоели адыгские фальсификации истории. Вот даже в Вашем сообщении продолжается та же самая чушь, за что абазины и не хотят иметь общую политику с адыгами. Если адыги считают братьями абазин и абхазов, то зачем тогда они абазинскость убыхов воспринимают как национальное оскорбление? Сам термин "убых" это этнохороним, а не этноним. Такого этноса нет, убыхи - это этнические абаза, по культуре, по традициям, по историческому прошлому, и по языку. Их родной язык - это абазинский язык, конечно они говорили еще и на адыгском, и на адыго-абхазском суржике.
Термин "черкес" это изначально экзоним, потом он стал использоваться как политоним (термином "черкес" обозначались также абазинские племена- шапсуги, ахчипсы, абадзехи, ашкаруа, натухайцы, аибга, убыхи, тапанта), ныне же он используется как этноним сугубо адыгского этноса. То, что политическое образование, абазинских и адыгских народов, на период Кавказской войны называлась "Черкессией" это не дает повода считать всех входивших туда народов, черкесами в нынешнем понимании термина "черкес". Адыги хотят отделить абазинскую историю от абазин, и присвоить её себе, по крайней мере это не дружественный шаг по отношению к абазинам.
Шапсуги называли себя "абаза" до 20 века, сегодня они называют себя "адыга". Тот период, когда они называли себя абазами, это период следует считать абазинской истории шапсугов, сейчас у них этот период - адыгский. Все зависит как они сами себя называют. Только в таком формате, можно говорить, что адыгам и абазам делить нечего.
Насчет черкесов КЧР это всего лишь старые маленькие обиды времен выборов Дерева. Они не вносят особых проблем. Яганов Ибрагим больше, чем даже фальсификаторы истории подтолкнул абазин к их нынешнему единству в поддержку Олимпиады.
------------------------------------------------------------------------------------------
Еще один из множеств приведу следом...
Прокомментируй пожалуйста...
Продолжение моего поста
другой коммент...
Шапсуги говорят, что они потомки абазин. Кроме этого есть сведения, доказывающие, что они на самом деле абаза-народ переживший языковую ассимиляцию, при советской власти их записали адыгейцами.

Вот например Люлье писал:http://zihia/.narod.ru/ethnic/lulie2.htm

"В отношении разделения тех племен на черкесские (Адыге) и абхасские (Азега), следует заметить, что Кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль, что значит: абазинские народы; всех-же Закубанцев, исключая Бесленеевцев — Кияхь, т.е. низовые жители. Абадзехи-же, Шапсуги и Натухажцы называют все племена, сохранившие феодальное управление, включая в то число и Кабардинцев, Адыге-чиль, т.е. адыгские народы."

Другой источник : http://www.odnoklassniki.ru/dk?cmd=logExternal&st.name=externalLinkRedirect&st.link=http%3A%2F%2Fwww.nplg.gov.ge%2Fdlibrary%2Fcollect%2F0001%2F000297%2FIz%2520istorii%2520cherkez.pdf

Ч Е Р К Е С С К И Е Д н е в н и к и

Симон Джанашиа(грузин): г. Краснодар, 6.05.1929 г.
Информатор тот же. «До советизации, когда говорили adəγ̒é(адыге - Л_с), подразумевали нас, темиргоевцев и бжедугов, а не шапсугов. После советизации этот термин получил такое широкое значение», – говорит информатор. Он думает, что шапсугский говор так же далек от бжедуго-темиргоевского, как и кабардинский.
.........................
Информатор говорит, что шапсуги и абадзехи не адыгейцы, их только сейчас так стали называть. Адыгейцами являются только бжедуги. Раньше это было маленькое племя, которое жило в районе vardane (около Сочи) и которое оттуда было изгнано абадзехами. В том районе есть река bž'edú, от нее бжедуги получили свое название. Идолопоклонство они переняли от Грузии. Разводили свиней. Это я слышал от сочинских стариков. Когда шапсуги изгнали бжедугов с их исконной родины, они пришли на сегодняшнюю территорию перейдя р. Туапсе.
....................
Здесь 7 человек и все единогласно заявляют: бжедуги – другие; они адыгейцы, настоящие адыги. Шапсуги, абадзехи, убыхи – один народ. Сейчас в количественном отношении бжедугов больше всех, вот поэтому и назвали нашу область Адыгея, но если бы нас было больше, тогда назвали бы Шапсугией. Ибрагим спрашивает: «Для шапсугов и абадзехов кто ближе: бжедуги или абхазы?» «Абхазы», – отвечают. Я задаю вопрос: «Шапсуги сами себя назвали адыгами?» «Шапсуги – не адыги, – отвечает один и другие с ним соглашаются, – адыги – только бжедуги. Шапсуги – это шапсуги и черкесы».
Из этого вывод: шапсуги - не адыги, это они сами говорили...

Руслан Кеш:
Упсо апщий, Ратмир. Что вытворяют с историей наши абазинские и абхазские братья в последнее время можно сравнить разве что с карачаево-балкарскими фальсификаторами истории, с "творчеством" знаменитого Будая. Но если карачаево-балкарцы никогда не позиционировали себя как братья черкесов, то со стороны абхазов и абазин такие действия нам совершенно не понятны. Но, к примеру, они ввели ложный тезис об абхазскости убыхов, а затем обижаются на весь мир, что это не соответствует действительности. В серьез спорить с такими "учеными" как Джемакулова или Чачхалия, конечно, никто не будет. Однако, это отражает направление их политики по отношению к черкесам.
Я думаю, что нам не надо спорить. Они взрослые люди, но наша политика по отношению к ним должна быть абсолютно симметричной. Наследие Черкесии стали растаскивать преждевременно. Черкесский народ жив, и способен реагировать на вызовы времени. Просто потом на нас, черкесов, не надо обижаться. Мы будем отвечать симметрично. Что касается абхазскости убыхов или джигетов, то позиция Абхазии ничего кроме улыбки вызвать не может. Даже в Грузии, обладающей большой информационной базой, мнения по этому вопросу абсолютно однозначны, что даже высказывается идея о создании черкесской автономии на территории Убыхо-Джигетии от реки
Псоу до реки Бзыбь, которая всегда была частью Черкесии.

Заур КIэдыкIуeй:
В РФ неудобные вопросы часто попросту замалчиваются и игнорируются, а у людей поднимающие эти вопросы часто бывают различные проблемы... Вы не ощутили на себе, в процессе и после признания геноцида черкесов Грузией, политического или иного давления? Если да, то в чем это выражалось?

Руслан Кеш:
Заур, давление конечно есть, начиная с многочасовых задержек на границе, с досмотром или обыском, и т.д., но это работа спецслужб. Мы находимся в рамках правового поля, действуем исключительно правовыми методами, не требуем ничего незаконного, и любая демократическая страна на месте России давным-давно бы положительно решила черкесский вопрос. И уж точно, вряд ли где-то еще в мире, вместо решения проблемы изгнанного народа, первые лица государства ныряли бы в море за вазой, с целью «доказать», что Черкесия в доисторические времена была русской.

МУРИК 07:
Руслан, салам алейкум! У меня такой вопрос: Почему бы не объеденится всем черкесским организациям КБР и направить письмо Президенту КБР для встречи с ним и обсудить вопросы касающиеся передачи земель балкаским населенным пунктам, обсуждения вопросов касающиеся возраждения адыгской культуры и т.д

Руслан Кеш:
Мурик, когда Парламент республики передал 224 тысячи гектаров горных пастбищ, которые никогда не принадлежали балкарским населенным пунктам, исключительно балкарским селениям, и готовилась передача еще около 120 тысяч гектаров, все черкесские организации объединились в координационный совет, именно для решения этого вопроса. Параллельно было организовано Общественное Движение "Хасэ" под председательством Ибрагима Яганова. Наша сторона, в отличии от балкарской, не требовала передать все черкесским (кабардинским) селениям. Мы требовали распределить землю по справедливости, так как это сложилось исторически. На сегодня принят вариант, который полностью нас не устраивает. Он является компромиссным - земли горных пастбищ не будут входить в состав никаких поселений, а останутся в собственности республики для дальнейшей передачи их в пользование всем желающим селениям.
Что касается президента Кабардино-Балкарии, то он просто является чиновником в системе российской администрации и управляет республикой почти заочно. Считать, что человек, способный сказать, что черкесским вопросом занимаются "3-4 больных человека", способен хоть в чем-то помочь черкесскому движению, наверное, не правильно. А обсуждать с ним проблемы чиновников не в интересах национального черкесского движения. Нас интересует передача земли в частную собственность людям, которые на ней трудятся, как это сделано во всей России, кроме КБР. Но господин Каноков для решения этого не созрел.

⋰Ӝ⋱Cherkes ⋰Ӝ⋱:
Руслан, зайдя в одну карачаевскую группу и пообщавшись там с представителями их молодежи, я узнал много нового для себя, особенно удивило то, что по мнению карачаевцев современная территория Ставропольского края должны была входить в состав Малого Карачая. Руководствуются они такими "фактами", что название города "Ессентуки" и название горы "Бештау" тюркского происхождения. Что вы можете сказать по этому поводу?

Руслан Кеш:
⋰Ӝ⋱Cherkes ⋰Ӝ⋱ , существование тюркских топонимов на территории Черкесии является наследием как Золотой Орды, так и ногайцев, которым черкесы выделили земли после изгнания их российскими войсками с мест их кочевания. Кроме того, в средние века тюрский язык был распространен как язык межнационального общения. Если некоторые карачаевцы считают, что тюркские названия являются доказательством принадлежности этих земель Карачаю, то с таким же успехом они могут требовать включить в Малый Карачай Саратов (Сары-Тау) и т.д. Что касается самого малого карачая, то на этой территории располагались абазинские и черкесские селения, а карачаевцы там появились после того, как эти земли опустели в результате геноцида.

Д Ы Щ Э Н Э:
Я думаю все знают Ваше отношение к Олимпиаде.
Скажите при каких условиях черкесы могли бы согласиться на проведения этих игр на Красной Поляне?

Руслан Кеш:
Дыщэнэ, если к Олимпиаде Российская Федерация признает геноцид черкесов, совершенный российскими императорами, и организует репатриацию черкесов - коренного населения Сочи на историческую Родину, тогда черкесы могут более спокойно говорить об играх на Красной поляне, когда ИХ интересы будут учитываться при строительстве тех же объектов, где сейчас уничтожается наше культурное наследие.

Заур КIэдыкIуeй:
В попытке проведения подобной конференции, Аскер Сохт высказал мнение что Олимпиады в Сочи в 2014 году не будет, так как организаторы, на его взгляд, разворовывают деньги выделяемые на строительство олимпийских объектов, и сказал что выступает за участие черкесов в олимпиаде в Сочи лишь только потому, чтобы потом не обвиняли черкесов в срыве олимпиады! Как вы оцениваете его такую политику, и такой подход к этому вопросу?
На сколько, на ваш взгляд, мнение что олимпиада не состоится в 2014 году из за экономических причин соответствует действительности?

Руслан Кеш:
Не могу сказать. У меня нет этой информации.

Азамат Вороков:
Салам-алейкум Руслан! Гуп махуэ апщий къырихьэл1ахэм! Руслан, ваш вклад в решение "черкесского вопроса" очевиден. Нам нужны по больше таких лидеров, которых наш народ знал бы в лицо. Руслан, проводятся ли работа по продвижение таких людей во властные структуры республики и России? В правительство, в думу. Думаю, имея больше единомышленников во власти наш вопрос мог быть более услышанным в России.

Руслан Кеш:
Ф1эхъус апщий, Азамат! Черкесский вопрос не решается чиновниками нашей республики и чиновниками России. Он может быть решен только политическим руководством Российской Федерации, без воли которого ни один чиновник даже самого высокого уровня, ничего предпринять не может. Соответственно, нам нет никакого интереса тратить время и силы на то, чтобы встроиться в дружную армию ничего не решающих по черкесскому вопросу чиновников. Гораздо больше можно сделать используя институты гражданского общества, общественные организации и движения.

Adyghe (Rustam) Circassian:
Руслан, как вы думаете, есть ли возможность проводить такие конференции 'в живую', прямо перед народом, людьми беспокоящимися за будущее своего народа? Ведь не у всех есть возможность пользоваться интернетом и не все в курсе всего происходящего в черкесском мире.

Руслан Кеш:
Рустам, если бы у нас были возможности, предоставляемые телевидением, конечо, это можно было сделать без проблем. А что касается интернета, то в любом современном обществе интернет является средством первой необходимости. Но к сожалению в наших регионах, особенно в Кабарде, с интернетом очень больше проблемы. Первым образом необходимо обеспечить дешевым, доступным, высокоскоростным интернетом. Но нас хотят оставить на информационном уровне, не приемлемом для современного цивилизованного общества
Кроме того, власть КБР панически боится каких бы то ни было проявлений гражданского общества в республике. Для них конференция, созванная самими людьми без их участия представляется чем-то вроде государственного переворота. Это настолько примитивный уровень понимания общественных процессов, что остается только пожалеть. Но реальность такова, что в современных условиях телевизионная конференция вряд ли возможна

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
В черкесской среде есть два человека, деятельность которых ощутима и приносит результаты - это Ибрагим Яганов и Руслан Кешев. На Ваш взгляд, кто еще из черкесских общественных и "около" деятелей реально старается на благо народа, а не голословит...

Руслан Кеш:
Евгений, спасибо за высокую оценку нашей деятельности, Я не могу согласиться, что нас два человека. Просто в данный момент стали актуальны именно те вопросы, которыми занимаемся мы с Ибрагимом. Но это временное явление. Завтра на повестку дня выйдут другие вопросы, и тогда другие люди будут «на гребне волны». А реально – лишних людей в черкесском национальном движении нет. Каждый выполняет свой участок работы, ведет свое направление. Мы можем не соглашаться между собой по многим моментам, избирать разную тактику, но это и правильно. Когда надо решать многие вопросы, надо использовать разные направления для достижения цели. Это нормальный политический процесс.

Лариса Даурова (Хадипаш):
Руслан, скажите, пожалуйста, насколько реально кардинальным образом изменить демографическую ситуацию, складывающуюся в республиках? Например, в Краснодарском крае на разных территориях потихоньку расселяются курды, у которых в семьях по 10-15 человек детей. Я не говорю уже о других национальностях. Нас катастрофически мало, и с каждым годом становится все меньше. Можно ли выйти на республиканский уровень и создать экономическую программу поддержки для молодых семей? Заранее спасибо.

Руслан Кеш:
Лариса, Демографическая ситуация черкесов Кабарды внушает оптимизм. У нас проблема это трудовая миграция. Что касается черкесов Адыгеи и КЧР, то там ситуация похуже. Но надеяться на то, что на республиканском уровне создадут какую то эффективную программу поддержки молодых семей я бы не стал.

Д Ы Щ Э Н Э:
Насколько реально возрождение Адыгэ Хабзэ в нынешних условиях, и насколько оно сможет противостоять популярным ныне "радикальным" религиозным течениям?

Руслан Кеш:
Хабзэ – это национальная философия черкесов. Она имеет два уровня. Первый – постоянный, и второй – изменчивый, который изменяется вместе с окружающим миром.
Его базовые принципы – Псапэ, Напэ, Гущ1эгъу – останутся всегда востребованы.
По этикету – к примеру, в плотной толпе прохожих в мегаполисе невозможно ждать, когда все пройдут – помните историю с черкесской девушкой, которая с отцом первый раз приехала из селения в город Кайсери и отстала от него, ожидая, когда пройдут все на оживленной улице..
Поэтому этикетная часть всегда изменяется – приспосабливается к изменяющемуся миру. Следовательно, как бы не изменился мир, Хабзэ всегда будет актуальным. В том числе и в нынешних условиях.
Что касается противостояния «радикальным» религиозным течениям. Хабзэ – это не одно из «течений», и поэтому ничему не противостоит, да и не должно противостоять. Это живая философская система, при которой в Черкесии одинаково комфортно чувствовали себя и мусульмане, и христиане, и представители других конфессий. Она толерантна и в основу угла ставит не религиозную принадлежность, а качества человека – его доброту, отзывчивость, порядочность, честность. Поэтому она уживается с любой религией.
Другой вопрос, если какая-либо секта или течение ставит под сомнение базовые принципы свободы человека и человеческого общежития. Тогда она не только с Хабзэ, она ни с какой другой системой не уживется.
Несколько слов я бы хотел сказать по поводу увлечения народными философиями (китайскими, японскими и т.д.) Это конечно хорошо – чем больше знает человек, тем лучше – ограничивать себя в знаниях конечно нельзя. Но, с другой стороны, нельзя, не изучив достижение своего народа, бросаться изучать другое. Это все равно, что бросить свою мать и уйти к другой. Сначала надо изучить свою историю, свою философию, а потом уже интересоваться и другими системами.

¤¤Саида ¤¤:
Руслан, как Вы считаете через......?.....лет КБР, КЧР, РА объединятся и произойдет ли это?

Руслан Кеш:
Саида, Черкесия – это гораздо большая территория. Это юг Ростовской области от границы с Украиной, включая г. Ростов-на-Дону, это Краснодарский, Ставропольский края, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, а также те территории, которые были переданы соседним народам – Чечне, Ингушетии, Осетии, Абхазии (от р. Псоу до р. Бзыбь).Если говорить о Черкесии, то, в соответствии с международным правом, ее границы определяются на момент начала колонизации/оккупации, то есть на момент начала войны с Российской империей – на 1763 год. Это те границы, о которых я сказал выше.
Другого определения границ нет. Все остальное, как говорится – от лукавого.
Поэтому объединение трех маленьких осколков Черкесии – Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии неприемлемо. К тому же Адыгея не граничит с Карачаево-Черкесией. Да и интересы черкесской диаспоры, которая насчитывает от 6 до 8 млн человек, не были бы при этом учтены.
В качестве компромисса можно объединить 5 субъектов в один: Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию – формула 2+3 (2 края и 3 республики).
Это не нарушает существующие границы между субъектами, и соответствует политике укрупнения регионов, о необходимости которого постоянно говорят в России.
Что касается наших других территорий, то сегодня мы не выдвигаем ни к кому территориальных претензий. Однако в случае изменения границ между субъектами на российском Кавказе (например, между Осетией и Ингушетией; между Чечней и Ингушетией), либо в случае предъявления к нам каких-либо территориальных претензий со стороны соседей, эти вопросы могут быть поставлены.
Насчет реальности – нет ничего нереального, если народ поставит перед собой эти задачи.

zzzzzzz . :
Добрый вечер Руслан, Как вы считаете каким будет будущее черкесов в при нынешней ситуации?

Руслан Кеш:
zzzzzzz ., Будущее нашего народа в любом случае будет блестящим. Тхьэм жи1эм!!

Заур КIэдыкIуeй:
Прокуратурой республики Адыгея 29 ноября прошлого года объявлено предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности представителю Адыгейского республиканского общественного движения "Черкесский конгресс" Зауру Дзеукожеву. Как вы считаете, это попытка властей ограничить возможности, а если что, выставить это черкесское общественное движение организацией вне закона?

Руслан Кеш:
Заур, по нашим данным, предостережение Зауру Дзеукожеву было сделано по поводу якобы его связи с религиозным экстремистским подпольем. Черкесский конгресс Адыгеи действует в рамках существующего законодательства и руководствуясь положениями и нормами международного права. В случае неправомерного давления властей на любую черкесскую организацию, национальное черкесское движение будет реагировать соответствующим образом.

Рашид Хагур:
На сегодняшний день за кем может пойти черкесская молодежь? Кому ей доверять?

Руслан Кеш:
Рашид, доверять надо только своему разуму. А поскольку идеальных людей нет, идти надо не за человеком, а за идеей.

Лариса Даурова (Хадипаш):
Руслан, не могу удержаться от вопроса- если не решать демографический вопрос- С КЕМ И, ГЛАВНОЕ, ДЛЯ КОГО тогда Вы собираетесь возрождать Черкесию? То, что кабардинцев в процентном отношении гораздо больше, чем адыгов из Адыгеи и КЧР, не значит, что популяция адыгов растет. Ваш ответ не обнадежил, а скорее , наоборот... Ваше мнение, если не решать экономическим путем, то каким? Сюда примешивается также и больной вопрос межнациональных браков, когда идет медленная ассимиляция нашего народа, растворение среди других. В большинстве таких семей дети уже не знают ни адыгского языка, ни Хабзэ.На мой взгляд, этот вопрос-один из наиболее важных. Спасибо и простите за настойчивость.

Руслан Кеш:
Лариса. Наверное, в том, что вы говорите, есть резон. Но для кого-то стакан на половину полный, а для кого-то на половину пустой. Надо смотреть динамики. С момента национальной катастрофы черкесского народа - окончания Русско-Черкесской войны 21 мая 1864 года, когда надежды на возрождение народа практически не существовало, черкесы тем не менее, не исчезли, а сегодня, можно сказать, встали на путь национального возрождения. Вот уже 150 лет нам говорят, что черкесский народ существует в последнем поколении, что будет утерян язык и национальное самосознание. Однако, ничего подобного не случается, и не может случиться. Если черкесы не исчезли в ходе Русско-Черкесской войны, если они пережили ассимиляционный молох Советского Союза, то уж дальше точно не исчезнут.

Suleiman Gurji:
Руслан, поповоду проведения Олимпиады - карачаевцы с приватных беседах считают недопустимым проведение Олимпиады, а вот цхинвальский политолог Инал Плиев считает что -"Я еще раз повторяю, что на нашей планете, особенно на Кавказе, на каждом сантиметре земли шли войны, земля обильно полита кровью. При всем уважении к памяти погибших, если бы люди следовали Вашей логике, то не только Олимпиады проводить, но и громко разговаривать нельзя было бы."

Руслан Кеш:
Соломон. Вопрос геноцида черкесов - это не чисто историческая проблема, как это пытается представить некий Плиев из так называемой Южной Осетии. Черкесский вопрос это прежде всего вопрос возвращения на родину изгнанного народа, на земле которого хотят провести Олимпиаду, но при этом не хотят вернуть на родину коренной народ этой земли. И народ оказался в изгнании в результате геноцида, совершенного Российским государством в 19 веке. Именно по этому тематика Олимпиады настолько болезненна для черкесов во всем мире, и потому, что именно в Красной поляне, именно в 2014 году исполнится 150 лет со дня символического парада победы над Черкесией. Именно это - причина болезненной реакции черкесов во всем мире на Олимпиаду в Красной поляне. То есть дело обстоит совсем не так, как пытается уверить всех некий Плиев.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ:
Уважаемый Руслан, как думаете, что мешает парламентам наших трех республик признать геноцид абхазского народа и наоборот, абхазам признать геноцид черкесов!?

Руслан Кеш:
Евгений, наверное, эти вопросы следует направить в парламенты названных республик.

Евгений ТIЭШЪУКЪУЭ
Какие дальнейшие планы у Черкесского Конгресса?

Руслан Кеш:
Евгений, сформулировать национальную идею и создавать на нее основе сетевые организации. Это самый эффективный вид организаций, которые работают не под лидера, а под идею.

Valeri Mulaev прислал на почту вопрос:

Уи пщыхьэщхьэ ф1ыуэ, Руслъан. Как продвигается Черкесский вопрос на мировом уровне, и что должен сделать каждый черкес для его продвижения? Мало информацией на сайтах и в прессе, я как и все очень сильно переживаю за происходящим вокруг нашего вопроса. Тхьэм ди мурадхэр къыдигъэхъул!э, ди гъуэгур махуэ Тхьэм тхуищ1.

Руслан Кеш:
Валерий, пщыхьэщхьэф1 Тхьэм къуит! Тхьэм уигъэпсо! Тхьэм жи1э!
Думаю, что каждый черкес в первую очередь должен изучить Хабзэ, понять ее истинный смысл и знать историю Черкесии. На сегодня главная задача внутри нашего народа – это формирование активного гражданского общества, которое будет формировать актуальные проблемы. Как бы банально это не звучало – надо начинать с себя.
Информации не мало, общайтесь активно между собой, не стесняйтесь наших проблем, проговаривайте их. Есть активные молодые ребята, которые всегда готовы выслушать каждого и вместе постараться сформировать проблему. Обращайтесь к ним. Подобные форумы очень полезны в этом деле.
Сегодня после признания исторической справедливости спустя практически 150 лет, каждый черкес должен понимать, что нет ничего невозможного и нет ничего, что не по плечу нашему народу, при грамотном формировании задач и целей. Если мы все вместе будем работать над реализацией идеи объединения и возрождения нации, мы добьемся всего, чего мы хотим бля будущего нашей страны.
Дызэкъуэтмэ дылъэщщ.

Сандро с сайта «Элот» спрашивает: Должно ли черкесское национальное движение выразить протест и в какой форме, если Россия несмотря ни на что проведет олимпиаду в Сочи в 2014 году?

Руслан Кеш:
Сандро, черкесское национальное движение по всему миру уже третий год активно протестует против проведения Олимпиады в Сочи, на земле геноцида, когда игнорируется черкесский вопрос, а коренной народ этой земли - черкесы, не могут вернуться на свою Родину.
Форма и содержание протестов в 2014 будут зависеть от того, что сделает Россия по признанию геноцида и репатриации черкесов. Если Россией будет признан геноцид, и организована массовая репатриация, то это может свести на нет протестные настроения в черкесском мире

Сандро: Руслан, ли Вам что-нибудь о мнении ближайших соседей черкесов особенно абхазов, карачаевцев, осетин на проведение Олимпиады и на признание геноцида?
Руслан Кеш:
Сандро, абхазы и абазины поддержали проведение Олимпиады. Мнение карачаевцев и осетин мы пока не знаем. Признание геноцида черкесов Грузией никто из них не поддержал, а в Цхинвали а затем в Москве прошли несколько форумов, где представители осетинского народа позволили себе отрицать геноцид черкесов. Это очень странно для представителей народа, получившего земли, опустевшие после геноцида черкесов, и наверняка отлично знающих, о чем идет речь.

Erstem с сайта «Элот» спрашивает:
«Недалек тот час, когда Кавказ будет единым, когда все эти народы будут друг с другом решать проблемы, так же как народы Европейского союза»
Уважаемый Руслан, прокомментируйте, пожалуйста, эту цитату из выступления Президента Михаила Саакашвили на встрече с Кавказкой молодёжью. Спасибо.

Руслан Кеш:
Erstem, наверное, Михаил Николаевич имеет в виду те предположения, что Россия в ближайшее время уйдет с Кавказа. Но и в этом случае черкесам придется сначала восстанавливать свою страну – Черкесию.

Erstem: Есть ли возможность у Черкесского Конгресса организовать во время проведения зимней олимпиады в Сочи живую мирно протестующую цепь вдоль всего черкесского побережья черного моря? Спасибо.

Руслан Кеш:
Erstem, мы надеемся, что все-таки проблема репатриации черкесов на Кавказ к Олимпиаде будет решена, а геноцид черкесов будет признан как Россией, так и всем мировым сообществом. Что касается технической возможности организации живой мирно протестующей цепи, то эта возможность есть у черкесского народа, а не у Черкесского Конгресса. Если такое решение будет принято, все орга

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Адыгея и Турция создадут рабочую группу для реализации совместных проектов 22:50 Вторник 0 219 Адыгея и Турция создадут рабочую группу для реализации совместных проектов Глава Адыгеи Мурат Кумпилов предложил создать двустороннюю рабочую группу, которая сформирует конкретные предложения по разным направлениям сотрудничества Адыгеи и Турции. Об этом было заявлено на
Адыгея вместе с куратором разработала «дорожную карту» социально-экономического развития республики 22:24 Четверг 0 106 Адыгея вместе с куратором разработала «дорожную карту» социально-экономического развития республики Министерство сельского хозяйства России направило проект индивидуальной программы социально-экономического развития Адыгеи на согласование в федеральные органы исполнительной власти и

х