Исполкома Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края опубликовал сегодня, 29 ноября, заявление в республиканской газете «Советская Адыгея», сообщает корреспондент ИА REGNUM. Оно, как в нем об этом и говорится, направлено против рассуждений доктора исторических наук Мурата Беджанова в этой же газете о том, в каком состоянии, мо его мнению, ислам в Адыгее сейчас. В частности, речь идет о статье «Отвергнув ваххабизм, сохраним себе жизнь» («Советская Адыгея», 19 ноября).В статье доктор Беджанов замечает, что «религиозными делами начал заниматься по воле судьбы, когда стал курировать религиозные конфессии при правительстве Республики Адыгея. Благодаря занимаемой должности, в составе группы совершил хадж в Мекку, получил сан хаджи». Далее он замечает: «Плоть от плоти мусульманин, придерживаюсь традиционного ислама».Ваххабитами автор статьи считает адыга из Сирии Фаиза Аутля, который несколько лет жил в республике, и Наджмуддина Абаза, беженца из Косово, до недавнего времени – имама мечети г. Адыгейска. Признаки ваххабизма, по его мнению, то, что Абаза говорит прихожанам о необязательности быть на похоронах в головном уборе (а по нормам Адыгэ Хабзэ нужно быть), о необходимости держать траур близким лишь три дня (а по Адыгэ Хабзэ значительно дольше), выступает против прощальных речей на похоронах, против семидневных ежевечерних, а затем до сорока дней ежепятничных выпечек щэлам (адыгских лепешек) и т.д. На основании вышеприведенного, хаджи предупреждает: «Ваххабизм по своей сути выступает против положений Корана, против мусульман и людей другой веры, которые не согласны его признавать. Ваххабизм всегда готов объявить им свою «священную» войну».В ответном слове Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, в частности, говорится о том, что в последнее время наблюдается «тенденция к некой поляризации верующих с возобладанием среди части их склонности к религиозному нигилизму, упрощенному веровосприятию, искусственному смешению этноэтических норм с конфессиональными… К такой группе упрощенно соблюдающих традиционные нормы ислама апеллирует и доктор исторических наук М. Б. Беджанов, перу которого принадлежит ряд публикаций на религиозную тематику. Основной смысл его рассуждений и претензий сводится к смешению религиозного с этноэтическими нормами Адыгэ Хабзэ, иными словами, все исламское вероучение выхолащивается до «правильности» проведения похоронного обряда. В результате мы имеем печальный пример, когда незнание предмета, непонимание терминологических, методологических и иных нюансов дополняется навешиванием устрашающих ярлыков «ваххабит» и «ваххабизм».Напомним, полпред президента РФ в Южном ФО Дмитрий Козак в начале ноября высказался против законодательного запрета ваххабизма. По его словам, ваххабизм как религиозное течение в исламе возник 200 лет назад и ничего общего с экстремизмом не имеет. Он является государственной религией Саудовской Аравии, с которой у России дипломатические отношения. "А у нас взяли это течение как флаг экстремистские и террористические силы. К сожалению, это так", - заявил Козак на пресс-конференции в Ростове-на-Дону.В Адыгее же, как видно, данный термин используется не экстремистами и террористами, а «сильными мира сего» в борьбе за место под солнцем.АдыгеяНатПресс