В гостях у Замудина Гучева, мастера народных черкесских музыкальных инструментов я оказался случайно. Когда я приехал в Майкоп и обошел город по кругу буквально за час, я понял, что нужно срочно найти что-то интересное. От скуки залез в интернет и нашел на одном черкесском сайте рассказ о местном ремесленнике и коллекционере, Замудине Гучеве. Найти его не составило труда, музыканта знают многие местные жители. Нагрянул внезапно, но на Кавказе незванных гостей не бывает…
Первым делом - к столу, попить чаю и поесть черкесского сыра. Местные традиции таковы, что гостя не спрашивают, откуда он и зачем пришел, пока тот сам не захочет рассказать - просто принимают и все. Гость может находиться инкогнито до трех дней, а потом он либо рассказывает о себе, либо едет дальше. У меня было не очень много времени, поэтому сразу перешел к делу и попросил рассказать об черкесской скрипке - шичепшине, которые делает Замудин.
Что же такое шичепшин? Это традиционный музыкальный инструмент черкесов, который они использовали с дремучих времен и вплоть до 19 века. На шипепшине играли везде - на свадьбах, на похоронах, на днях рождения и просто так, на улице. У инструмента всего две струны.
Шичепшин использовали, как правило, для аккомпанемента, просто мелодии на нем не играли. По аулам странствовали певцы-сказители, что-то типа средневековых менестрелей. Садились перед хозяевами дома, упирали низ корпуса шипепшина о колено, и начинали рассказывать о своих странствиях, наигрывая мелодию.
Замудин заинтересовался историей плетения циновок из камыша давно. Промысел был широко распространен до Великой отечественной войны, в черкесских селах всегда было много камыша, но потом так вышло, что ремесло стало забываться и в современной Адыгее почти не осталось мастеров.
Гучев стал ездить по республике и собирать ненужные старинные циновки: люди были готовы выбросить их или отдать просто так. Во время этих поездок он нашел нескольких мастериц, которые научили его самого плести арджены.
18. Циновки - изобретение совсем не черкесское. Их плетут на всем Кавказе, на Востоке и в Средней Азии. Но у каждого народа свой стиль, свои способы плетения и даже материал. Например, адыгские циновки делают из камыша, дагестанские - из травы, переплетенной с шерстяными нитями, киргизы делают свои "ашканай чий" из степного тростника. Делают их даже в Прибалтике, из ржаной соломы с льняными нитями.
Замудин Гучев открыл кружок по плетению ардженов, теперь это ремесло возрождается. "Ребята делают отличные циновки и я рад, что наши традиции не забываются. У новых ардженов есть только один недостаток - нет запаха крестьянского двора".
© Александр Беленький
Фотоистории о России и вокруг