В эпоху глобализации вопрос о сохранении культурного наследия крайне остро встает перед всеми малыми народами. Границы национальной идентичности и культурной автономии стираются неуемными темпами. В таких условиях большое значение приобретают мероприятия по сохранению языкового и культурного богатства малых народов. Сегодня хотелось бы ознакомить всех читателей моего блога об одном из таких мероприятий, направленного на благо адыгского народа. Узнал я о нем от Булата Халилова, который в прошлом году реализовал примерно подобный проект с французским документалистом Винсентом Муном.
Булат, в прошлом году ты стал руководителем российского проекта французского документалиста Винсента Муна. В этом году намечается очередной проект. Как он называется, в чем суть и когда собираетесь его реализовывать?
Стоит отметить, что я был со-организатором Российского проекта Винсента Муна. Это проект был и остается анархистским по своей структуре, и у нас нет иерархии.
Новый проект называется SayatNovaProject. Это некоммерческий международный проект, цель которого – запись аутентичной фольклорной музыки Кавказа. Я являюсь соорганизатором черкесского сегмента этого большого проекта.Снова, как и в случае с Винсентом, к нам приедут иностранные гости, вдохновленные аутентичной музыкой народов Северного (и не только) Кавказа. За SayatNova стоят два человека: Стефан Уиллиамсон-Фа – этнограф и коллекционер редкой музыки. Стефан из Гибралтара, и Бен Уиллер – также этнограф, композитор, музыкант и педагог из Соединенных Штатов.
По сути, все будет также, как с Винсентом – мы отправимся в путешествие, и в полевых условиях запишем адыгский музыкальный фольклор. Но на этот будет только звук. Не фильмы, а аудио-фонд.
Черкесский этап стартует в конце июля-начале августа.
Какова основная цель проекта?
Стафан и Бен поставили своей целью – раскрытие нашего региона с культурной стороны, а не с той, которую так любят все СМИ. Никакой политики и криминала. Только калейдоскоп культур. Что очень важно, SayatNovaProject понимает, что нет никакой унифицированной «кавказской культуры» и «кавказской музыки». Акцент ставится как раз на том, что народы, населяющие Кавказ – это не безликие джигиты с кинжалами и шашлыком.
Культурное многообразие будет показано через песни, которые будут записаны в полевых условиях безо всяких студийных эффектов и аранжировок. Затем, все собранные материалы будут опубликованы на специальном сайте проекта. Никакой мешанины и путаницы. Все записи будут каталогизированы.
А кто профинансирует проект?
Вот это удивительный момент. Проект профинансировали простые граждане Европы и США. Никаких фондов или министров. Стефан и Бен зарегистрировали проект на сайте kickstarter.com и за три месяца собрали нужную сумму. Но мы ведь с вами не нахлебники, а гостеприимные адыги, поэтому, я считаю своим долгом устроить радушный прием и взять на себя все расходы на питание и пребывание наших гостей. Хотя в этом моменте помощь со стороны будет совсем не лишней.
Как так получилось, что ты стал частью команды SayatNovaProject?
Если быть точнее, то частью команды стали я и мой друг Тимур Кодзоков, с которым мы всегда работаем вдвоем.
Тут мне опять придется вернуться к Винсенту Муну. Команда SayatNova обратилась к нему, с просьбой найти контакты на Северном Кавказе. Винсент переслал ребят ко мне и Елене Сахновой (девушке из Воронежа, которая организовывала приезд французского режиссера). Раздумывать долго не пришлось.
С какими народными певцами и музыкантами собираетесь сотрудничать?
В первую очередь – со всеми музыкантами, которые участвовали в съемках фильма Circassia Винсента Муна. Это ансамбль Жъыу, Зубер Еуаз, Анзор Увижев, Мухамед Батит, Хабас Камергоев и другие. Еще очень хотелось бы записать Алий Черкесова и его дочь – Асю. Оба они из Карачаево-Черкесии. Вообще, после проекта с Винсентом у нас появилось очень много ценных контактов и, я надеюсь, этот список еще пополнится.
Почему оба проекта (и этот, и проект Винсента Муна) связаны с иностранными гражданами? Почему вы не организовали ни одного чисто черкесского или хотя бы российского проекта?
Так получается само собой. Если бы были такие же интересные проекты внутри РФ или внутри адыгского сообщества, то мы обязательно бы подключились. Возможно, европейский опыт позволяет Винсенту и ребятам из нынешнего проекта грамотно работать с фольклорным материалом. С прошлого столетия у них эффективно работают этнографические издательства и проекты. И работают хорошо. Мы убеждены, что этот опыт может помочь и нам. При чем, имеется ввиду не опыт мировой поп-сферы, а гораздо более чистые формы творчества и способы сохранения традиционной культуры. Сегодня можно говорить о международном сообществе, которое борется за сохранение культурных автономий. Глобализации не избежать, но мы можем помочь друг другу сохранить свое лицо, свой уникальный менталитет.
Кстати, мы планируем и чисто адыгский проект без особого привлечения иностранных гостей. Но об этом позже.
Булат, ты достаточно молод и, насколько я знаю, никогда профессионально не занимался этнографией или фольклористикой, никогда не обучался по этим направлениям в ВУЗе. Сможешь ли ты грамотно вести такие сложные проекты?
Ты прав. Фольклор – это больше чем увлечение, это то, что мне интереснее больше всего. Но при этом, я далек от профессионализма. И поэтому к моей компетентности могут быть вопросы. Но вместе с тем, я не могу сидеть и ждать, когда профессионалы займутся подобными проектами. Та часть этнографического черкесского сообщества, которую я знаю, очень занята и без того усердно работает. Профессионалам нужна помощь. Смелый взгляд, свежий взгляд на решение проблем необходим. У меня появилась возможность вписать свой народ в этот интереснейший проект. При сегодняшнем положении дел, у нас просто нет права отступать и бояться ответственности. Кроме того, мы всегда советуемся с ученными и теми людьми, которые заявили о себе. Я понимаю, насколько все это тонко и сложно, поэтому всегда обращаюсь за советом к таким людям, как Мадина Паштова, Замудин Гучев, Рая Унарокова, Мурат Табыщ и др.
Каковы личные ожидания от проекта?
Есть два момента. Во-первых это то, что касается лъэпкъ Iуэху - дело национальной важности, наверное так это можно перевести на русский язык. Вряд ли SayatNova является судьбоносным проектом, который спасет адыгский народ и фольклор, в частности, от исчезновения. Но это один кирпичик в это важное дело. Мы хотим создать фонд качественных аудиозаписей с адыгским фольклором разных периодов. Но этот фонд не будет пылиться на полках, доступный лишь узкому кругу. Любой человек, в любой точке мира сможет погрузиться в музыкальный мир нашего народа.
Другой момент очень субъективный. Мне до сих пор сняться путешествия с французским другом. Поиски фольклора и приключения каждый день. Поэтому, я жду-не дождусь, когда приедут Стефан и Бен.
От себя хотелось бы добавить, что сохранение культурного наследия каждого народа возможно при наличии таких неравнодушных людей как Булат. Каждый желающий может оказать содействие в реализации этого проекта. О ходе его претворения в жизнь можно узнавать на публичной странице «В контакте»: http://vk.com/sayat_nova_project
http://a-shibzukho.livejournal.com/