Соня Шериева.«Маленькая королева танца, это все твое!» –сказала родная бабушка, покоренная грацией маленькой танцующей Сони и, достав из сундучка трехъярусную алмазную корону, изумрудное колье и серьги, подарила их шестилетней девочке. Видимо, тогда и попали в душу Сони Шериевой первые благодатные искры, от которых в будущем разгорелась яркая звезда.
В этом году у Сони Сахатгериевны юбилей, ей исполнилось бы восемьдесят пять лет. Сегодня в республике говорят о танцовщице все, кто знал ее лично, услышал о ней из рассказов современников, познакомился благодаря публикациям в СМИ и документальной хронике, одной из которых и, пожалуй, самой впечатляющей, является памятник Марии Темрюковны. Но образцом были не только ее внешние данные. Выражение – «танцует, как Соня» и сегодня звучит особым комплиментом. Титул «королева кафы» завораживает всех, кто впервые слышит о нем, а сам феномен исполнения ею этого танца по сей день пытаются объяснить хореографы. И эта загадка, видимо, из тех, разгадать которые простым усилием воли, человеческой логики и любознательностью невозможно, потому что сердце человека – тайник, закрытый на ключ. А ключ, как сказал бы мудрец, в ларце, ларец на дереве, дерево на высокой горе. Танцуя, Соня отдавала часть этого сокровища людям, и меньше оно не становилось.
Для того чтобы стать профессиональной танцовщицей, девочке пришлось много трудиться и проявлять недетскую настойчивость. В семье Шериевых все хорошо танцевали, но о том, чтобы посвятить жизнь танцам, не могло быть и речи. Пока Соня была ребенком, все умилялись ее грацией, умением плавно и красиво двигаться, легко повторяя любое увиденное движение, и пускаться в пляс, услышав музыку. Но когда она заговорила о танцах всерьез, отец семейства Сахатгери был категорически против. Его настолько рассердила эта идея, что девочке даже досталось от него. Но это всего лишь семейная легенда, а тот факт, что у Сони был сильный, можно сказать, мужской, отцовский характер, подтверждают годы жизни, посвященные танцевальному искусству, несмотря ни на какие возникающие на этом пути препятствия. Убегая тайком в танцевальный кружок под различными предлогами, она предварительно старалась сделать всю работу по дому и родительские поручения безупречно, чтобы во время ее отсутствия в помощи дочери никто не нуждался. В школьном танцевальном коллективе в селе Каменномостском, где были организованы танцевальные занятия, в те годы не было даже национальных костюмов, поэтому девочки наряжались в старинные платья, сохраненные бабушками. А обучали их танцевальному искусству старшие родственницы. В конце концов, после долгих уговоров родители разрешили Соне посещать танцевальный кружок. В то время считалось, что девушка должна уметь хорошо готовить, шить, танцевать и петь. Тетя и старшая сестра Сони были гармонистками, хорошо пели и танцевали, а двоюродный дядя Зарамук был превосходным танцором. Девушка к танцевальным занятиям относилась не по-детски серьезно, и если ее ровесники танцевали по настроению, то она не жалела себя, отрабатывая танцевальные элементы, и никогда не уходила из школы, пока ее не устраивал результат. Будни буднями, а вот концерты, на которые собирались односельчане, были для Сони настоящими праздниками.
Так, день за днем оттачивая профессиональное мастерство в репетиционных залах, скрывающих от посторонних глаз сложную горько-пряную хореографическую кухню, на отечественных и международных подмостках она приобрела нарицательное имя – «королева кафы», это был ее любимый танец.
Коллега по «Кабардинке», танцор Каншао Соттаев, вспоминая выступление на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, где ансамбль завоевал золотую медаль, вспоминает о том, как прежде чем танцевать, Соня вышла на сцену и рассказала об истории кафы и смысле этого древнего красивого танца. После выступления к ней поднялась Галина Уланова, которая была членом международного жюри фестиваля и, обняв Соню, сказала: «С этим танцем и этой женщиной вы никогда не пропадете».
Не случайно, подбирая натурщицу для выполнения памятника Марии Темрюковне, посвященного 400-летию добровольного вхождения Кабарды в состав России, столичные художники С. Махтин и М. Листопадов остановили свой выбор на выдающейся танцовщице, увидев в ней черты истинной горянки. Рассмотрев множество фотографий, в числе прочих кандидаток в Ленинград пригласили и Соню Сахатгериевну, где фотографировали и рисовали в национальных костюмах, специально взятых для этого в музее этнографии, отрабатывая каждое движение. В результате скульпторы выбрали именно ее. Сама танцовщица отнеслась к созданию памятника не менее серьезно, она читала книги по истории России, интересуясь особенностями биографии, характером и судьбой Марии Темрюковны, параллельно изучая костюм и предметы быта того времени. В конце концов, пройдя все отборочные этапы, она не оставила шансов конкуренткам, воспринимая происходящее как высокую честь и серьезную работу.