Джим Джармуш из тех режиссеров, которые умеют снимать атмосферное и стильное кино. Это особый талант – погрузить зрителя в свой мир, показать ему то, что до этого ему никто не показывал. «Выживут только любовники» – последний фильм Джармуша, который ожидали все поклонники его творчества. Эта картина обладает невероятной способностью затягивать и опьянять своей магией.Ирония и способность Джармуша обыгрывать, казалось бы, такие тривиальные темы и образы, как вампиры, человеческая жадность и ненасытность, приправив всё это вечными ценностями – любовью и искусством, восхищает.
Складывается необъяснимое ощущение, что ты попал в другое измерение, с другой философией и мироощущением, где главное – это красота и любовь. Адам и Ева живут по своему времени. Суету и бренность человеческой жизни с высоты прожитых ими тысячелетий они снисходительно прощают людям. А непостижимо легкая грусть во взгляде привносит загадочность. Что ещё может интересовать самых древних существ – вампиров на Земле, как не искусство. Адам и Ева – аристократичные декаденты. Они живут прошлым, в мире музыки, поэзии, литературы. Их лучший друг вампир – писатель времен Шекспира. Они не вписываются во внешний мир людей, а только наблюдают, созерцают, как река времени уносит очередную эпоху. Музыка в фильме является не фоном, а ещё одним героем.
Она обволакивает зрителя, переплетая нити прошлого с настоящим. Джармуш – истинный меломан и эстет, который тонко чувствует время. Весь фильм кажется томной, тягучей, удивительно красивой историей вечной любви, проиллюстрированной красивыми цитатами, аллюзиями и музыкой. Адам и Ева так нежно и трогательно относятся друг к другу, они так возвышенны и хрупки, что кажутся более человечными, чем многие люди. Кроме неоспоримого таланта режиссера, сценариста и композитора картины – Джима Джармуша, достоинством фильма являются актеры, сыгравшие главные роли, – Тильда Суинтон и Том Хиддлстон. Это попадание в десятку.
Том настолько прекрасен и гармоничен в роли меланхоличного, рефлексирующего вампира – рок-музыканта, играющего андеграунд. А магия Тильды Суинтон завораживает, как и её инопланетная, неземная красота: прозрачная фарфоровая кожа, глубокие умные глаза, кошачья пластика и копна белых растрепанных волос. Неслучайно они названы именами первых людей на Земле. Они служат прообразами современников, иллюстрацией того, какими они были задуманы. Изысканно-утонченные ценители искусства, хранители культурной памяти и ценностей, накопленных веками. Они как части одного пазла, которые не могут друг без друга. Это история о жизни, о бесконечности любви. Фильм заканчивается неоднозначно, у него нет конца, потому что у Адама и Евы не может быть конца…
Диана Машезова