Наима Нефляшева: "Мужество в этике черкесов" » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Наима Нефляшева: "Мужество в этике черкесов"
Наима Нефляшева: "Мужество в этике черкесов" 10:41 Среда 0 3 762
10-08-2016, 10:41

Наима Нефляшева: "Мужество в этике черкесов"


Наима Нефляшева: "Мужество в этике черкесов"
21 мая черкесы всего мира вспоминали предков, погибших за свободу своей Родины. Кровопролитная война шла почти 100 лет, и вопрос о том, что давало силы народу, у которого не было регулярной армии, столько лет противостоять такому мощному противнику, как Российская империя, будет долго волновать исследователей.

Не в последнюю роль длительность сопротивления обеспечивало мужество черкесских воинов, которому удивлялись и отдавали должное даже их противники. Мужество – одна из устойчивых категорий черкесской этики и то моральное качество, которое воспитывалось в черкесских мальчиках с детства. Это и самостоятельная ценность, и обязанность перед обществом.

Во всех культурах мужество – это черта настоящего мужчины, воина, рыцаря. У черкесов в основе термина "мужество" лежит слово "мужчина", о мужественном человеке говорят лIы, лIыщ - "мужчина".

Знаменитая черкесская поговорка - Е улIын, е улIэн - "Или будь мужчиной, или умри" – производит сильнейшее впечатление и в наши дни. И по своему смыслу, и по своей энергетике.

Сама категория мужества у черкесов сложна, она охватывает не только воинские качества. Храбрость, доблесть также должны быть присущи мужественному человеку, как и почтительность, человечность, щедрость, сдержанность, рассудительность, справедливость.

У черкесов есть целая группа устойчивых выражений, суждений о том, каким следует быть настоящему мужчине.

"Настоящий мужчина не похваляется своими подвигами в гостиных"

- "Настоящий мужчина не изменяет своему слову"

"Настоящий мужчина не жалеет о дареном"

"Кто хулит такого же мужчину, как и он, тот не мужчина"

"Истинный мужчина не учиняет расправу над таким же мужчиной, как он сам"

"Истинный мужчина не обижается".

Черкесы считали, что сердце – это то место в теле человека, где формировалось мужество. О мужественном человеке говорят, что он рожден с мощным сердцем, что в его груди сердце волка.

О человеке, который находится в состоянии отчаяния, растерянности, смятения говорят, что он «потерял сердце». Философ и этнограф Б. Бгажноков приводит такие устойчивые выражения: Гур кIуэдым лъэр щIэкIыркъым - "У потерявшего сердце (присутствие духа) ноги не идут"; Гур кIуэдым шыр жэркъым - "У потерявшего сердце всадника конь спотыкается (не идет)".

Сила духа представлялась качеством врожденным. Либо человек рождается таковым, либо нет.

С идеей природного мужества связан черкесский афоризм "Внутри мужчины - мужчина". Если расшифровать его и перевести на современный язык, то он означает, «что об истинно мужских качествах нужно судить не по внешнему облику, а по внутренним, скрытым от глаз качествам органа мужества – сердца». (Бгажноков)

Конечно, черкесы стремились к идеалу, а именно к гармоничному сочетанию мужской силы и силы духа. Но приоритет оставляли за последней. Это перед боем кажется, что все воины одинаковы, но в схватке не на жизнь, а на смерть каждый из них поступает в соответствии с силой своего духа и сердца.
Черкесы разделяли природную храбрость и храбрость, основанную на понятиях о чести и бесчестии. Последняя могла в разы усилить "врожденное" мужество. Боязнь прослыть трусом, покрыть себя позором всегда мобилизовала волю. Стремясь избежать бесчестья, человек способен проявить необыкновенное мужество.

Тем более, что для черкеса не было большей похвалы, чем отзыв - "обладает мужеством"; "благородный муж"; "герой". Учитывая, как много значило общественное мнение, такой отзыв был очень важен для публичной мужской идентичности.

Конечно, нельзя сводить все к простому честолюбию. Истинными считаются лишь такие формы и проявления мужества, которые остаются под контролем разума, с анализом и адекватной оценкой ситуации.

Формирование у мужчины Мужества в широком смысле этого понятия было важно, чтобы человек ощутил себя достаточно сильным и независимым, хозяином своей судьбы.

Пост написан на основании книги книги Б.Х. Бгажнокова «Адыгская этика». Нальчик, 1999
Автор: Наима Нефляшева - старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа 18 мая 1994 года 12:29 Пятница 0 6 227 Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа 18 мая 1994 года Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к народам Кавказа Уважаемые соотечественники! События более чем вековой давности возвращают нас к далеким годам, когда в борьбе за Кавказ
Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей? 10:45 Понедельник 0 2 357 Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей? Когда-то на всем Кавказе действовал жесткий запрет на похвалу своих детей. Я помню тех аульских стариков, которые замолкали и поджимали губы, когда кто-то начинал хвалить их сыновей. Они никогда не
Делова Л. А. : К вопросу о миграционных процессах в Республике Адыгея 09:22 Суббота 0 2 158 Делова Л. А. : К вопросу о миграционных процессах в Республике Адыгея Распад Советского Союза и последующая трансформация социально-экономической жизни в Российской Федерации привели к резкому изменению демографической ситуации и новой волне миграции на всей территории