«Стал я пеньем и цветеньем.
Дорогая, смерти нет!
В искрах, в пламенном весеннем –
Обновленье и расцвет»
А. Шогенцуков.
Дорогая, смерти нет!
В искрах, в пламенном весеннем –
Обновленье и расцвет»
А. Шогенцуков.
13 сентября, в день рождения великого адыгского поэта и писателя Адама Огурлиевича Шогенцукова, по инициативе его дочери, профессора филологии, литературоведа Нины Адамовны Шогенцуковой в Арт-Центре Madina Saral,p состоялся вечер памяти, приуроченный к 100-летию со дня его рождения.
Вспомнить своего друга, учителя, наставника, родного человека собрались выдающиеся деятели искусств и культуры Кабардино-Балкарии, среди которых были друзья поэта композиторы Джабраил Хаупа и Заур Жириков, художник Заурбек Бгажноков, переводчик Лариса Маремкулова.
Открывая вечер, Нина Адамовна сказала: «Сколько папа видел, сколько пережил. Говоря «папа», я имею в виду то поколение. Сколько всего жизнь дала им осуществить! Когда думаешь о них, читаешь о них, вспоминаешь, видишь, насколько мы беднее в жизненном опыте, в том, что мы смогли сделать. Они успели сделать очень многое, помогли спастись кому-то от несправедливого заключения, вынесли погибающих с полей боев, взошли на все мыслимые и немыслимые вершины. Папа ведь был и альпинистом. Взойти на Ушбу, на Эльбрус, оказаться погребенным под снежной лавиной и выжить, пройти четыре страшных года войны, сложных испытаний. После всего этого заниматься спортом! Папа был мастером во всех областях: тяжелая и легкая атлетика, акробатика. Если перечислять все его увлечения, не хватит и вечера. Он очень любил танцевать, и он обожал именно бальные танцы. Как он танцевал вальс, фокстрот, занимал первые места в конкурсах! Когда папа был министром культуры, он считал, что сделал два больших дела – это строительство нашей библиотеки и открытие музея Марко Вовчок. Он был одним из первых, кто посетил Турцию, Сирию, Ливан. Он также освобождал Австрию. Как он умел дружить с людьми разных национальностей, тогда был истинный интернационализм. У нас дома бывало множество разных людей. Сейчас я понимаю, это была особая милость судьбы ко мне, что я видела многих классиков не только советской, но и зарубежной
литературы. У нас в гостях были Джанни Родари, Сергей Михалков. Это была полноценная насыщенная жизнь. Я хочу пожелать вам уметь так радоваться жизни, как делали это люди того поколения, дружить так, как они умели дружить, любить так и относиться к женщине с тем пиететом, с каким относились они.
Красота природы, общение, веселье, праздники – практически все это было предметом особого состояния, наслаждения и радости. Это было настоящее жизнелюбие, такая полнота бытия, когда смотришь и думаешь, как они в свою достаточно небольшую жизнь успели так много вложить. Спасибо вам огромное. Очень надеюсь, что вы пришли по зову сердца. Пусть ваши сердца сегодня расцветают и радуются».
В течение вечера своими воспоминаниями об Адаме Огурлиевиче делились те, кто его знал, работал с ним и дружил. Воспоминания у каждого были свои, но все неизменно отмечали, насколько светлым, талантливым, добрым, отзывчивым, жизнерадостным и трудолюбивым человеком был Адам Шогенцуков. Как он любил людей, природу, как ценил окружающих.
Нина Адамовна вспоминала, как отец вставал каждое утро в 5 часов утра и с какой благодарностью, радостью и уважением относился к любому труду.
Олег Гусейнов, «мой любимый актер, однокурсник и друг», как его представила Нина Адамовна, прочитал стихи Адама Шогенцукова на кабардинском и русском языках.
В перерывах между выступлениями на экране показывали фотографии из жизни и творческой деятельности Адама Шогенуцукова. На одной из них были запечатлены мои бабушка, мама, тетя и дядя с Адамом Огурлиевичем на сходе рода Шогенцуковых. Такое же фото хранится в нашем семейном альбоме. Я была очень тронута, взволнована и горда тем, что являюсь частью славного рода, подарившего миру, адыгской культе и литературе великих людей, поэтов, писателей.
На вечере также выступили актеры студенческого театра КБГУ «Занавес» (худ. руководитель Мадина Докшукина), которые показали отрывок из повести Адама Шогенцукова «Свет в окне» в переводе Ларисы Маремкуловой.
Вся жизнь Адама Шогенцукова – это квинтэссенция человека творящего, художника. А творчество – это работа души, приближающая к Богу. Поэту дано чувствовать всю полноту бытия, пропустить через сердце его красоту и подарить миру часть своей души, обретая бессмертие.
Диана МАШЕЗОВА.