Что мы знаем об этом танце!? Своим названием, танец корнями уходит в Дагестан, где живет народ «лезгины». Изначально, лезгинка – это танец воинов, подражание тотемным животным, быть точнее -орлу. Чередование быстрого и медленного темпа. Позже, лезгинка стала собирательным названием танцев коренных народов Северного Кавказа. Подобные танцы существуют у разных народов мира и по сей день, содержащие в себе ритуальные элементы. Как, например, танец «Хайланд флинг». Это древний шотландский танец, название которого означает «пляска на мечах» и исполнялся воинами, вернувшимися домой с победой. Как и Хайланд флинг, лезгинка несет в себе определенную энергетику, которая придает силу и боевой дух. В современной России, лезгинка стала самым обсуждаемым танцем. Молодежь Кавказа исполняет его в разных местах нашей необъятной страны. Однако реакция к этому замечательному танцу у русского населения оставляет желать лучшего. Казалось бы, при чем тут танец!? Танец не при чем. В большинстве случаев, это отрицательное поведение, сопутствующее танцу, которое и сыграло прямую роль в сложении стереотипа у массы людей о том, что исполнение лезгинки есть ни что иное, как наглое заявление о безнаказанности и своеволия, превосходства одного этноса над другим и неуважение чужой культуры.
Недавно, в сети интернет появилось видео, которое вызвало большой общественный резонанс. И в центре внимания опять лезгинка. Порой приходится сталкиваться с невоспитанной молодежью, но случай этот совершенно противоречит предыдущим случаям столкновения кавказской молодежи с органами правопорядка. Из содержания видеозаписи и слов очевидцев становится ясно, что мы имеем дело с явным превышением должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов.
Краснодарский край – многонациональный регион, власти которого заявляют о межэтническом балансе. Часто мы можем столкнуться с подаваемой информацией о давних братских отношениях казаков и кавказских горцев, которое, якобы, выражается в проведении всякого рода интернациональных фестивалей, установлении памятников содружества и т.д. Все это натянуто и неправдоподобно и можно сопоставить с кучей противоположностей, а это негласный запрет «лезгинки» на территории Краснодарского края, установление памятников варварам, уничтожавшим коренное население, а в 2011 году ИА «Сочи-24» была опубликована новость о том, что «в Сочи лезгинку признали экстремистским танцем». Так лезгинка это что, экстремистский или же боевой танец горцев!?
В данном случае, в центре внимания парни с Кабардино-Балкарской Республики, кабардинцы – представители одного из субэтнических групп адыгов (черкесов), для которых Краснодарский край – это историческая земля, часть исторической Черкесии, которая перестала существовать после окончания кровопролитной Русско-кавказской войны. На видео можно легко заметить необразованность полицейских и явный националистический настрой, которым также пропитаны патрулирующие вместе с ними казаки. «А ты что, у себя в Армении?», «Лезгинка на территории края, отменена»…
Откуда полицейский знает, что лезгинка – танец коренных народов Северного Кавказа, а не армянский арцвапар!? Да и подобные высказывания мол «Ты не у себя в Армении» уже задевают армянское население, намекая на их пришлость. Однако парни оказались адыгами (черкесами) и на территории края они далеко не чужие, какими их видят власти края и большинство местных жителей, которые уже твердо верят в свое аборигенное происхождение на Северо-Западном Кавказе. Да и танец был вовсе не лезгинка, а адыгское «Къафэ».
Очевидно, что с давних времен, лезгинка не утратила свой энергии и по сей день, пугает нечистых духом людей, пугает апатично настроенную против кавказских народов власть и воистину является боевым танцем горцев. Адыги всегда славились своим бескрайним гостеприимством, осознавая все ужасы Русско-кавказской войны и ее последствия, на видео вы не увидите момента, где своим танцем ребята с ненавистью оскорбили представителей других этносов. Все иначе, было взаимопроникновение культуры, где и русские хлопали горцам и даже хотели танцевать, как заявил один из очевидцев.
Власти видят кавказцев с их танцами, как необразованных и полудиких людей, где они, может быть, сравнивают себя с цивилизованной Европой, а кавказцев с варварами, танцующими свой боевой танец где попало.
Черкесская молодежь с надеждой смотрит в сторону Главы Чеченской Республики, осознавая, что на своих глав республик им надеяться бесполезно. Однако проблема гораздо серьезнее и речь идет не где-то о Ростове, Екатеринбурге или Москве, а о Геленджике (Хъулыжъый адыг.) – территории Северного Кавказа, исторической Родине адыгов (черкесов). И здесь адыг не понаехал, а живет уже тысячелетиями в мире и гармонии с окружающей его природой, где леса и горы помнят его с колыбели.
Заур Юсупов
Республика Адыгея