Головные уборы
Головные уборы женщин были весьма разнообразны: накосные подвески (кабард.-черк. щхьэц пыщ?э), шапки, украшенные галуном и золотым шитьём вприкреп (кабард.-черк. дыщэ пы?э), платки (кабард.-черк. ?элъэщ?), шали (кабард.-черк. шылэхъар).
Головной убор указывал на происхождение, возраст, положение женщины. Косынки, платки, лёгкие шарфы из простых материалов были в обиходе у крестьянских девушек и прислуги, у девушек и женщин из высокого сословия гардероб был весьма разнообразным и сложным. Здесь, также как и в примере с платьем, головные уборы можно разделить на две условные группы: девичьи и головные уборы замужних женщин.
Накосники
Черкесские и абазинские женщины из высших сословий особое внимание уделяли волосам и причёске. Молодые девушки, носившие шапочки или шаль, часто стригли чёлку и выпускали из под головного убора у висков тонкие локоны, которые свободно ниспадали на плечи или же заплетали их в косы. Волосы отращивали довольно большой длины и для них имелись специальные «обвязки»: у замужних женщин — к основаниям заплетённых кос или разобранным на две ровные пряди волосам крепились длинные полосы ткани, которыми туго обтягивали волосы до их кончиков, затем их скручивали по спирали и завязывали шнурком; такой же способ был и у молодых девушек, но помимо этого у них имелась и другая разновидность накосников, основание которых было сделано в виде треугольника с петлёй у вершины, которой крепился к вершине шапки, а вниз спускались длинные ленты, пришитые к его основанию. Среди лент были прикреплены несколько шнурков, под которые протягивали косы, длина их соответствовала длине волос. Шили такие накосники из дорогих, тёмных материалов, богато украшали вышивкой и басонными изделиями. Накосники не имели широкого распространения среди молодых девушек. Они часто из головных уборов использовали одну шапочку иногда с лёгкой шалью поверх неё или же просто шаль свободно накинутую на голову.
Шапки
По названиям шапки можно разделить на два типа: (кабард.-черк. дыщэ пы?э) — высокие с конусообразной или округлой верхушкой, которая полностью или большей частью была покрыта золотым шитьём «вприкреп», а по околышу обтянутые чередующимися золотом и серебром галунами; второй тип (кабард.-черк. къазан пы?э) — невысокие, цилиндрической формы или в виде усечённого конуса шапки из шёлка или бархата, украшенные золотым шитьём, способом «гладь».
До конца XIX века у абазин и черкесов женские шапки имели право носить только девушки из княжеских семей и из семей первостепенных дворян. У восточных абазин и кабардинцев шапки первого типа были довольно высоки (высота околыша доходила до 6-8 см, а выдающаяся часть верхушки шапочки от 3 до 5 см). Верх шапки венчал серебряный или плетённый из золотой тесьмы шар небольшого размера, по верхнему краю околыша пришивались серебряные или плетённые из тесьмы нашивки в виде маленьких шариков, у височной части в редких случаях были подвески также из серебра или в виде басонных изделий. Поверх таких шапок, как правило, накидывалась легкая вязанная шёлковая шаль или газовый шарф.
Второй тип шапок отличается от первого размерными вариациями, формой верха и способом вышивки. Высота околыша этих шапок была весьма разнообразной от 3 до 6 см, верх шапки всегда был плоским в центре, как и в предыдущем типе имелась венчающая фигурка из серебра в виде маленькой птицы, полумесяца или шара. Околыш и верх украшался тесьмой и вышивкой, орнамент чаще был растительного характера в виде побега, на верхушке — в виде розетки. От центральной части верхушки спускалась сложно плетённая тесьма, которую завершала довольно длинная кисть (10-20 см), спадавшая на плечо.
Платки и шали
Большое разнообразие платков и шалей имели в своём гардеробе замужние женщины. Различалось и большое разнообразие способов их повязывания и ношения. Обязательным для замужней женщины было наличие нижнего (маленького) платка, скрывающего волосы. Часто количество головных уборов у женщины было весьма внушающим. Так на одной из фотографий конца XIX века изображена, молодая замужняя кабардинка, на которой — накосник, нижний платок, большая белая шаль и поверх неё более лёгкая шёлковая шаль. В цветовой гамме, как и в основной одежде, шали были сдержанных тонов, предпочтения отдавались белым, бежевым, темным с неброским рисунком, чёрным цветам. Покупным шалям часто меняли бахрому на ручные, собственной работы, более усложнённые по переплетению рисунка и в редких случаях дополняли басонными изделиями в виде плетённых шариков, сложных узлов, или же нанизывали серебряные шарики. В основном шали были привозные из Азербайджана (кулимдан), Ближнего Востока и Южной Азии. Помимо покупных шалей черкешенки также вязали легкие белые шёлковые шали, носили их только незамужние девушки поверх шапки.
Обувь
Обувь (кабард.-черк. вакъэ) изготовлялась из войлока или кожи. Войлочную обувь (кабард.-черк. упщ?э вакъэ) или обувь из кожи грубой выделки носили девушки и женщины из крестьянских семей или бывших в прислуге. В летнее время девушки часто ходили на босую ногу. У женщин из аристократических семей наоборот — считалось не позволительным появляться без обуви. В форме и цветовой гамме обуви были строгие классовые различия, которые особенно строго соблюдались у кабардинцев. Красные сафьяновые (кабард.-черк. ?эфэ вакъэ) чувяки, украшенные галунами, тесьмой, а иногда и вышивкой, имели право носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии существовала особая разновидность обуви (адыг. папыщ) с закрытым носом из плотного материала, а подошва из лёгкой древесины с невысоким каблуком.
Существовала особая разновидность обуви для высших аристократических сословий (кабард.-черк. пхъэ вакъэ) — деревянные сандалии в форме скамеечки с широким кожаным или матерчатым ремешком для продевания ноги в широкой части ступни. Их высота и способ отделки имели значительные различия, высота колебалась от 7 до 16 см, украшались резьбой, костью, накладными медными или серебряными пластинами, в редких случаях к нижней части крепились небольшие круглые бубенцы (адыг.одыджын). Ремень, в который продевалась ступня, делали из кожи или материи, украшая вышивкой или галуном. Носили такую обувь поверх кожаных чувяк.
Аксессуары, орнамент и цветовая гамма костюма
К аксессуарам женского костюма можно отнести такие украшения как: браслеты (кабард.-черк. ?эпщэрылъ), кольца (кабард.-черк. ?элъын), цепочки (кабард.-черк. дыщэпс), серьги (кабард.-черк. тхьэгур, тхьэк?умэрылъ, тхьэгъу), и дополнительные элементы из серебра и басонных изделий, которые пришивались к платью, кафтану или головному убору девушки. В редких случаях черкешенки носили бусы (кабард.-черк. щыгъэ). Также дополнительным рудиментом костюма был веер (кабард.-черк. жыху).
Золотому шитью (кабард.-черк. дыщэ идэ) и орнаменту (кабард.-черк. тхыпхъэ) черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукава, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом, который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья — орнамент в виде бардюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола — треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески — орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнённым, наоборот, довольно локаничным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы, у восточных зооморфные.
Черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие цвета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); также избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.
Подводя итог, нужно отметить, что благодаря своему уникальному крою и посадке адыгэ фащэ украшает и делает стройнее любую фигуру, а его сдержанность и подчёркнутое изящество говорят о благородстве вкусов народа, создавшего его. Все выше сказанное является подтверждением интеллектуального развития адыгского народа, свидетельством его высокого художественного вкуса и эстетического мировоззрения.
Подготовила Диана Машезова.