АБАЗИНЫ - коренные жители Кавказа » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » АБАЗИНЫ - коренные жители Кавказа
АБАЗИНЫ - коренные жители Кавказа 13:20 Суббота 0 2 259
14-04-2018, 13:20

АБАЗИНЫ - коренные жители Кавказа


АБАЗИНЫ (самоназв. абаза) — коренные жители Кавказа. До XIV в. А. жили на сев.-зап. побережье Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью. В период с XIV по XVII вв. А. стали переселяться на сев. склон Гл. Кавказ хребта, заселяя верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани, Теберды, Кумы, Подкумка, Малки.

С XVIII в. все группы А. — тапантовцев и ашхарцев — источники локализуют на землях Сев. Кавказа.

В настоящее время А. компактно живут на территории Карачаево-Черкесской Республики в тринадцати абаз. селениях: Красный Восток, Кайдан, Кубина, Кара-Паго, Псыж, Эльбурган, Инжигчукун, Таланта, Абазахабль, Малоабазинск, Старокувинск, Новокувинск, Апсуа. Кроме того, А. составляют основу населения аулов Псаучье-Дахе, Абазакт, а также значит, часть населения а. Хумара. Дисперсно живут в других селениях и городах республики, а также в Кабарде и Адыгее. Численность А. 36,6 тыс. чел. (2002), в т.ч. в Карачаево-Черкесии — 32,3 тыс. чел. Потомки абазинских махаджиров (переселенцев) живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане, Египте, Болгарии и др.


Абаз. язык принадлежит к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказских языков; распадается на два диалекта: тапантский и ашхарский. В основу литературного языка положен тапантский диалект. А. свободно владеют русским языком, большинство населения также владеет кабардино-черкесским языком.

В источниках до XIX в. широко известен этноним абаза, прослеживающийся в сочинениях античных авторов, начиная уже со II в. н.э. Впервые появился в труде Арриана в форме «абазк». В последующем в сочинениях разных авторов можно проследить этноним «абасг» (Ликофрон, III в.н.э.; Псевдо-Орфей, Г/в.н.э.; Стефан Византийский, Vb.; Геродот, V в.; Прокопий Кессарийский, VI в.). Анна Комнина называет «авасгов» в своей «Алек-сиаде». Анонимный автор VII в. называет «авазгов» на Понтийском берегу и страну «авазгов». Страну «Авазгию» («Абазгию») называет Константин Багрянородный в X в., помещая ее в сев.-зап. части Абхазии, от Пицунды и Бзыби до р. Псоу и далее по воет, побережью Черного моря вплоть до Туапсе.

В форме «обез» тот же термин известен в русских летописях XII—XV вв.

Средневековые турецкие, частично западноев-роп. источники используют термин «Бескесск-аба-за» ( «пятидольная абаза»), объединяя им группы: Дударук, Лоу, Биберд, Клыч, Кячь, а также термин «Алтыкесек-абаза» («шестидольная абаза»): Дударух, Лоу, Биберд, Клыч, Кячь, Джантемир.

Среди соседских народов севкавказ. А. известны под именем абаза; ногайцы зовут А. «абаз» («аваза»); кабардинцы-черкесы — «абазэ»; карачаевцы — «абазалы». Абхазы называют А. «ашэуа».

Груз, источники XVII—XVIII вв. соседние Причерноморские области разделяли на Абхазию и Джи-кетию. Термином «джики» или «садзы» они называли южных А.

В русских источниках XVII—XVTII вв. термином «абазы» называли и территорию северокавказ. А. — Малая Абаза и южных А. — Большая Абаза.

В объяснении к карте Кабарды 1744 г. «алтыке-сек-абаза» разделены на Нижние или Танбиюки, средние, Екепцацкие, Верхние. По данным этой карты Нижние А. (они же танбиюки или тамбиюки) в количестве 15 селений жили нар. Куме (это были в основном лоовцы и бибердовцы). Средние А. имели 30 сел. и располагались в верховьях Кумы. В составе Средней А. были лоовцы, дударуковцы, кячевцы, клычевцы, которые так же, как экепацкие А., в 1753 г. были переведены на р. Зеленчук. В верховьях Кумы находилась Верх. Абаза, так же переведенная на Зеленчук. По правому берегу р. Малка до 1743 г. располагалось сел. Бабукова.

Северокавказские А. включали две группы—таланта (т1ап1анта) и шкарауа (щхъарауа). А.-таланта включали подразделения дударук—«дарыкъва», лоу—«лау», биберд — «бибард», клыч — «кълыч», кяч — «к1ьачв», джантемир — «джьантемыр».

Группа А.~шкаруа включала шесть локальных подразделений: башилбаевцы — «башылбай», баговцы — «багъ», баракаевцы — «баракъай», кизилбековцы — «къазылбакь», тамовцы — «там», чагараевцы — «ча-гьарей».


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории 11:02 Среда 0 6 186 В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора по программе Модернизации организаций подведомственных Министерству культуры
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 5 428 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" 09:48 Среда 0 5 080 В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" Росдетцентр объявил о сборе рисунков. Самые яркие и интересные работы будут опубликованы в журнале в рубрике "Орлята России". Рисунки должны отображать ценности одного из треков: " Орленок- Эрудит",
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 3 125 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 2 174 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 722 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 695 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 769 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 2 186 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и