В то время как большинство исследователей рассматривают Хабзэ как моральноэтическую систему, правил и норм поведения адыгов и абхазов, М. Яган выстраивает трехмерную модель традиции. Самый широкий или первый уровень Хабзэ — это этикет (адыгэ шэн или алеиша), который регулировал все правила и обычаи повседневной жизни, социальные ритуалы (похороны, свадьбы, прием гостей, застолье), манеры общаться, одеваться, сидеть в седле и т.д. Внешний уровень традиции был общедоступным для всех слоев общества, ему обучали с раннего возраста во всех общинах с небольшими вариациями, которые были обусловлены различными климатическими зонами проживания. Второй, более высокий и сложный уровень традиции (Хабзэ, Кябзэ) содержал в себе обширные знания, необходимые для руководства различными слоями феодального общества. Этому уровню обучали будущих администраторов, выходцев из дворянского сословия. Самый высокий и сложный уровень учения М. Ягана предназначался для узкого круга посвященных, назывался Уорк Хабзэ (адыг.) или Амста Кябзэ (абх.). Именно этот тайный, скрытый от посторонних глаз уровень является духовным стержнем всей традиции, живым источником учения. Уорк Хабзэ — это не только обучение искусству ведения боевых операций и рыцарскому кодексу, но и доступ к практикам, переданных черкесской элите нартами — духовными гигантами Кавказа. Обучая боевым навыкам и верховой езде молодежь, старейшины племен выделяли из них наиболее одаренных, после чего, в возрасте 24 лет им предлагалось пройти годовой курс специального обучения. Если избранный демонстрировал заметные успехи и интерес, обучение продолжалось дальше, если нет, то ученик с головой уходил в изучение рыцарского этикета и развитие своих волевых качеств.
В отличие от других известных традиций мудрости (веданта в индуизме, каббала в иудаизме, ваджраяна в буддизме), традиция Уорк Хабзэ подчеркивает свою практичность, научность, светскость и реализм. Ее цель — не уход из мирского в духовное, но раскрытие способности человека жить полнокровной жизнью в любой ситуации, радуясь изобилию жизни и ее возможностям в любой сфере.
Жанэ З.К.