Книги М. Ягана содержат краткий словарь терминов Хабзэ, ясному пониманию которых он придает большое значение. Центральный термин традиции касается источника как видимых, материальных, так и невидимых, духовных явлений жизни. Бог — Творец или Тха (адыг.), Анцва (абх.) в традиции Хабзэ — это причина всего сущего, источник жизни. Жизнь реальна, многообразна, сложна и у нее есть источник. Вместо того чтобы использовать два слова «источник жизни», используется одно — «Творец». При рассмотрении любого жизненного явления, логика неминуемо приводит человека к первопричине. Эта первопричина — некая реальность, стоящая у истоков всего сущего. Из этой реальности все зарождается, возникает, в ней живет и в ней находит свое завершение. С точки зрения М. Ягана нет никакой необходимости слепо верить в Бога. Если есть жизнь, есть и причина жизни, которую можно познать так же, как познают математику. «Бессмысленно верить в математику, ее нужно изучать, познавать и применять. Говорить, что “я верю в Бога”, так же абсурдно, как говорить, что “я верю в математику”», — пишет М. Яган.
При рассмотрении связи объективного творца и сотворенного мира, философия М. Ягана традиционно использует понятия трансцендентности и имманентности. Присутствие и активность невидимого объекта и субъекта в природе, человеке и истории называется имманентностью, отсутствие или пассивность — трансцендентностью. В то время как религиозные системы чаще всего выбирают поклонение трансцендентному Богу, пребывающему вне мира, носители традиция Хабзэ, как считает М. Яган, живут в мире, где каждый субъект свидетельствует о своей сути. Для контакта с объективным миром нет нужды в строительстве специальных храмов, поскольку храмом является вся природа, среди которой выделяется вершина эволюции — человек. Философия имманентности часто трактуется как сдвиг в сторону многобожия. Однако, известная формула пантеизма: Бог минус Природа равно нулю не применима к мировоззрению Хабзэ в трактовке М. Ягана. Для него Бог минус Природа равно трансцендентальной бесконечности. Источник Жизни, Творец свидетельствует о Себе, проявляя свой потенциал через сотворенных посредников, среди которых человек занимает особое место. Согласно М. Ягану, сущность человека богоподобна, воплощает в себе весь бесконечный потенциал сущности жизни и, что очень важно, она гносеологична. Цель всего мироздания — эволюция Духа в материи, познание возможностей носителя этого Духа, Человека Разумного в раскрытии безграничного потенциала онтологии Космического Сознания в мире видимых форм.
Заур Жане