Если предположить, что у всего сущего только один онтос, его можно искать и изучать везде, в том числе внутри самого человека, и это самый надежный и ближний путь к познанию. Встает вопрос, есть ли у человека способность к такому познанию. На этот вопрос М. Яган отвечает утвердительно: да, такая способность у человека есть, и она открывается на семи уровнях познания.
Первая ступень познания в традиции Хабзэ — это получение достоверной информации. Например, чтобы узнать имя незнакомца, нужно задать конкретный вопрос и получить конкретный ответ. Второй уровень познания предполагает использование сенсорного канала восприятия: увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Третья ступень познания требует всестороннего изучения объекта исследования, накопление определенного объема информации. Четвертая ступень требует не просто знания фактов, но их осмысление. Например, чтобы изучить математику познающий должен пойти дальше информации об аксиомах и теоремах. Необходимо понять математическую логику. Четвертый уровень познания связан с максимальным раскрытием коннотаций интеллекта: сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения. Пятый уровень предполагает практическую вовлеченность в процесс. Например, невозможно научиться верховой езде ни одним из четырех предыдущих вариантов познания. Некоторые аспекты объекта изучения раскрываются только на практике: чтобы научиться ездить на лошади, нужно ее оседлать.
Шестой уровень познания предполагает совершенно иную степень вовлеченности — познание через переживание. Он означает квантовый скачок от интеллектуального мышления на уровень «сердца», то есть переживания. «Путь знания адыгов — это Путь сердца» (М. Хацукова)9. Этот уровень знаком любому творческому человеку как одновременное переживание творческих мук и восторга мгновенного озарения. М. Яган подчеркивает, что достижение шестого уровня невозможно без первых пяти ступеней познания, на которых главным действующим лицом выступает логическое мышление. Шестой уровень раскрывает перед человеком двери подсознания, интуиции, неведомого. Новая научная парадигма, которая начинается с принципа неопределенности В. Гейзенберга и теории относительности А. Эйнштейна, в понимании М. Ягана, оперирует тремя важнейшими постулатами, а именно: 1) мир определенности является на самом деле миром вероятностей; 2) присутствие наблюдателя меняет наблюдаемое; 3) человек имеет право оперировать не только логикой, но и интуицией подсознания. Анализируя соответствие учения Хабзэ современным научным тенденциям, М. Яган делает знаменательный вывод: «До появления новой научной парадигмы, Уорк Хабзэ больше ассоциировалось с искусством. Теперь это еще и наука. Все мы — дети Эйнштейна».
Реализация седьмого уровня познания в традиции Уорк Хабзэ означает переживание пикового опыта знания как бытия. В этом состоянии человек обнаруживает себя в ясном и недвусмысленном осознании единства с источником знания, с безграничным «Я», который присутствует в разуме каждого человека и называется Мар-джэ* — «Внутренний Бог», «Внутренний Зов». Марджэ — это высшее, изначально совершенное Я, духовный центр личности. Интересно, что один из самых известных философов и психологов современности Кен Уилбер, считает подобные многоуровневые когнитивные подходы наиболее продуктивными. Они позволяют выйти на интегральное видение единства всех измерений познания: объективной истины точных наук (индивидуальное внешнее «оно»), понимания основ морали и нравственности (коллективное внутреннее «мы»), и субъективного ощущения красоты (индивидуальное, внутреннее «я»). Из этого следует, что быть интегрально образованным — означает учитывать все уровни познания, «приходя, таким образом, к целостному подходу в отношении природы, культуры и личности. Поскольку интегральная система координат открыто включает и использует больше истин и потенциалов, чем любой другой подход, она делает работу человека в любой сфере неизмеримо более эффективной и совершенной». В качестве иллюстрации такой эффективности можно привести удивительный феномен окультуривания черкесами лесных угодий, культуры «старинных черкесских садов» — уникального единения природы, этики и эстетики.
Заур Жане