Значение причесок были у древних адыгов и их значения » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Значение причесок были у древних адыгов и их значения
Значение причесок были у древних адыгов и их значения 13:30 Пятница 0 5 654
27-07-2018, 13:30

Значение причесок были у древних адыгов и их значения


Значение причесок были у древних адыгов и их значения
Культовое и даже сакральное значение причесок в патриархальных обществах ,хорошо известно. Исключением не являются и адыги. Для женщин ,заплетенные в одну или несколько кос волосы ,являлись основной прической. Но у мужчин всё было немного сложнее.

Жизнь мужчины делилась как бы на три части - детство , зрелость ,старость. Детство заканчивалось в 14 лет и мальчик становился воином. Начиналась его полная тревог и опасностей жизнь. И единственной прической на этот долгий период его жизни становилось АкIэ - длинный клок волос оставлявшийся на темень , на полностью бритой голове. О том для чего именно оставлялся акIэ ,сообщает Дж.Интериано в своем описании черкесского быта ,обычаев и нравов : «Усы носят длиннейшие. Имеют также при себе бритву и оселок для того, чтобы ее оттачивать, так как они бреют голову, оставляя на макушке пучок волос, длинный и спутанный ... для того, чтобы было за что ухватить голову, в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством». [Дж. Интериано. "Быт и страна зихов, именуемых черкесами". Достопримечательное повествование. Венеция, 1502 г.]. Делалось это в том случае когда не было возможности вернуть труп бойца на родину ,во время дальних походов активно практиковавшихся черкесами на протяжении всей своей истории.

В следующей выдержке особо подчеркивается что акIэ была атрибутом именно молодых воинов : "Самые суровые ветераны, сгрудившиеся вокруг убитого, были полны сочувствия. Единственная прядь волос, длинная, черная и блестящая, росшая на его голове, обритой по обычаю, была еще одним свидетельством его юности, которое станет меланхолическим украшением на могиле погибшего, чья безрассудная храбрость была главной причиной столь безвременной кончины." [Дж. Лонгворт ,"Год среди черкесов."]

Наряду с акIэ , у адыгов бытовало и полное выбриванием головы. Данная прическа безусловно является следствием влияния ислама. "Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Зихия, в город, что именуется Матрика .Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову." [Iulianus Hungarus. "О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом."]

Множество свидетельств оставленных как иностранными так и российскими источниками подтверждают факт бытования у адыгов этого типа причесок : "Мужское одеяние черкесов весьма красиво. Голову бреют, оставляя наверху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают." [Георги, Иоганн Готлиб. Описание всех обитающих в Российском государстве народов : их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей.- СПб., 1799. - 4 т. ]

И еще несколько выдержек.

"Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Раньше черкесы носили только усы, теперь нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду" [Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа. 1834 г. Иоганн Бларамберг]

"Черкесы, или кабардинцы, рассматриваемые в целом, хорошо сложены и сильны, энергичны, неутомимы, активны, горды, хорошо обращаются с оружием как верхом, так и пешими. Они бреют голову и бороду, отпускают длинные усы и тщательно ухаживают за ними." [Яков Рейнеггс "Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа"]

"Черкесы бреют голову ,оставляя на верхушке небольшой хохолок ; также бреют и бороду ,но усы отращивают ,для воинственного вида" [Н.В.Данилевский, "Кавказ и его горские жители".]

"Черкесы стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. " [И.Тунманн. "Путешествие в Крымское ханство".]

"Черкесы, в особенности пятигорские, не хотят, чтобы их считали за татар, живущих в большом количестве вокруг них в этих местах. И по внешности они выглядят не так, как татары. Один англичанин пишет про них следующее: черкесов много разных племен: так горские, что означает люди с гор, большая часть которых язычники, и басеащенки, что означает бритые головы, так как они бреют волосы на голове, оставляя их на макушке."[Н. Витсен, "Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов ".]

Легендарный кемиргоевский князь Джамбулат Болотоков тоже носил акIэ. Генерал Г.В.Новицкий, описывает его так : "Небольшого роста, широкогрудый, с оселедцем за ухом ,князь Болотоков ". [Георгий Васильевич Новицкий. Биографический очерк // «Русская старина», 1878г.]

Черкесы активно практиковавшие военное отходничество ,массами переселялись на далекую чужбину ,привнося в быт местных народов свои обычаи : "Черкесы брили голову, а на макушке оставляли длинный пучок волос, по тому же обычаю, который известен и у Запорожцев и отличал их "Войсковых товарищей".[Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.]
И далее : "Прическа с оселедцем была заимствована украинцами у восточных народов. В 1504 г. генуэзец Джорджи указал на ее бытование среди черкесов на Кавказе". [Dmitrij Zelenin. Russische (Ostslavische) Volkskunde. Berlin, 1927. S. 245.]

Если воину , пережив бесконечную череду битв и сражений, удавалось состариться и наступала пора уйти на покой ,то в этом случае черкесы проводили особый обряд называвшийся «АкIэ упсыж» - то есть ,сбривания чуприны. В настоящее время слова «АкIэ упсыж» , стали метафорой означающей уход человека в отставку : "Такои? человек,усталыи? и израненныи?, наконец перестает хищничать. Тогда он посылает по знакомым, чтобы ему подарили что-нибудь на обзаведение. Все его друзья, которые получали от него подарки, обязаны ему прислать на обзаведение лошадеи? и баранов, быков и прочего. С этого времени он делается хозяином».[Этнографический очерк черкесского народа - Сталь К.Ф.]

Так заканчивал свой путь черкес . Но покой не был ему в радость. Схоронив в ходе длинной жизни всех своих боевых соратников ,он тяготился мирной жизни и случалось поддавшись старой своей страсти вновь одевал боевые доспехи и пускался в поход ,надеясь наконец сложить свою голову в жарком бою.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории 11:02 Среда 0 3 980 В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории В «Детской школе искусств посёлка Тульского» завешается благоустройство прилегающей территории и внутреннего двора по программе Модернизации организаций подведомственных Министерству культуры
В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым 11:10 Четверг 0 4 923 В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым В Доме культуры а. Джамбечий состоялась творческая встреча "В дар родной земле" с известным художником Асланом Махмудовичем Куановым! Народный художник Республики Адыгея, заслуженный художник
В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" 09:48 Среда 0 4 635 В Адыгее объявлен сбор рисунков, которые будут опубликованы в журнале "Орлята России" Росдетцентр объявил о сборе рисунков. Самые яркие и интересные работы будут опубликованы в журнале в рубрике "Орлята России". Рисунки должны отображать ценности одного из треков: " Орленок- Эрудит",
«Нальмэс»  выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» 15:34 Понедельник 0 3 077 «Нальмэс» выступает в районах республики с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» Концертного объединения Республики Адыгеи выступает с хореографическим спектаклем «Адыгская народная свадьба» («Адыгэ нысэщэ
Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР 10:43 Понедельник 0 2 126 Показ мультфильма по мотивам сказок писательницы из Адыгеи пройдет на ТВ Ставрополья, КЧР и КБР Мультяшные герои на телевидении не только этих северокавказских регионов, но также Краснодарского края и соседней с ним республики заговорят на русском и черкесском языках. Молодёжная писательница
Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ 09:09 Понедельник 0 674 Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Шеф-регион Республика Адыгея посетила стенд Херсонской области на ВДНХ Мастер спорта СССР по самбо и дзюдо Юнус Хот, житель Республики Адыгея, выразил наилучшие пожелания жителям Херсонской области,
В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры 09:08 Понедельник 0 648 В столице Адыгеи завершилась реставрация памятника архитектуры В историческом центре Майкопа завершилась реставрация памятника архитектуры, расположенного на ул. Жуковского, 56. Здание было построено в конце XIX века. Первоначально дом использовался как жилой,
В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей 13:48 Четверг 0 3 720 В майкопском Центре творчества занимается более двух тысяч детей Центр творчества детей и взрослых города Майкопа продолжает занятия по различным программам допобразования. На сегодняшний день деятельность центра охватывает более двух тысяч детей. В ходе обучения
В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. 17:39 Пятница 0 2 138 В Национальной библиотеке РА прошла передача копий «Майкопской газеты», выходившей в Майкопе в 1910 – 1915 гг. Оцифровка редкого печатного издания стала возможна благодаря грантовому проекту «Майкопцы : возвращенные имена», реализуемого АНО «Дом Шварца» при поддержке Министерства культуры Республики Адыгея и