В прошлом распространенной мужской прической у адыгов был оселедец (чуб) – акIэ (ача, ачэ). Адыги часто совершали дальние военные походы. Сложился особый институт наездничества, который заключался в организации военных походов против соседних народов с целью захвата добычи, в основном скота и рабов.
Однако по представлениям адыгов, наездничество означало поход не столько ради добычи, сколько для приобретения славы за пределами своей малой родины. Поэтому практически всё привезенное наездниками из похода щедро раздаривалось родственникам, друзьям и неимущим, что работало на создание образа идеального героя.
Естественно, в этих походах часть воинов погибала. Вернуть тело убитого домой не представлялось возможным, так как у черкесских отрядов не было обоза (телег, повозок и т.д.). Поэтому для похорон на родину отвозили только головы погибших товарищей, для чего отрубали им головы, привязывали их волосами к седлам и доставляли домой.
При этом акIэ выполнял еще и дополнительную функцию: за него брались, чтобы не запятнать свои руки чужой кровью…
Возможно, поэтому одна из версий значения слова "черкес" - это головорез.
Оселедец был признаком воинской славы и предметом гордости черкесов. Было выражение «АкIэр хупыупщIын» – лишить кого-то предмета гордости, сбить спесь (буквально – срезать кому-либо оселедец).
После окончания воинской? жизни старый? воин совершал обряд «АкIэ упсыж» – сбривания чуба, что означало уйти в отставку.
Запорожские казаки, тесно контактировавшие с черкесами, переняли у них обычай оставлять оселедец на макушке. Но только трактовали они это иначе: чуб нужен казаку, чтобы после гибели на поле брани ангел смог поднять его и отнести в рай…
На фото:
1. Адыгский воин с акIэ
2. Казак с оселедцем