Миграционные перемещения населения всегда составляли неотъемлемую часть истории человечества. Собственно говоря, само образование ойкумены стало результатом последовательных волн миграций древнейшего и последующего поколений жителей Земли, осваивавших новые территории и природно-экологические ниши. С возникновением этнической дифференциации человечества перемещения народов стали сопровождаться транстерриториальным переносом культурных ценностей, которые отныне начинают развиваться в иноэтническом и инокультурном окружении. С этим связано возникновение феномена диаспоры, одному из этнических сегментов которой посвящена данная работа.
Одно из самых заметных диаспоральных образований в мире представляют выходцы с Северного Кавказа, обосновавшиеся в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Образование северокавказской диаспоры – это сложный процесс, требующий комплексного изучения, прежде всего анализа сложной геополитической ситуации, сложившейся в середине XIX века на Кавказе, где столкнулись интересы России, Османской империи, Ирана, Англии и Франции, а также внутриполитические реалии самого Западного Кавказа.
Вследствие ряда исторических факторов и обстоятельств, на территории ряда регионов Ближнего Востока и Северной Африки, входивших в состав Османской империи (ныне – территории независимых стран: Турции, Сирии, Иордании, Израиля, Египта, Туниса и др.), образовалась значительная по численности, географии расселения и степени общественно-политического влияния северокавказская диаспора с достаточно сложной этнической структурой. В составе диаспоры представлены практически все народы Северного Кавказа: адыги, абазины, осетины, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, большинство народов Дагестана. Составной частью этнической структуры северокавказской диаспоры является ее абхазский сегмент, который и представляет предмет настоящего исследования.
Северокавказская диаспора в Арабском мире известна как ал-шаракис, т.е. «черкесы». Это обстоятельство требует некоторых пояснений. Этноним «черкесы» в прошлом применялся как обобщающий по отношению к нескольким этносам, самоназвание которых было «адыги». К ним относятся современные адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги, предки которых являлись автохтонным населением Северного Кавказа. Адыгский язык вместе с абхазским, абазинским и убыхским языками составляют абхазо адыгскую группу северокавказской языковой семьи. Название «черкес» утвердилось за адыгами в письменных источниках после XIII века. В странах Ближнего Востока и Северной Африки этим этнонимом стали называть и представителей других северокавказских народов, переселение которых в массовом порядке происходило хронологически гораздо позже, уже в XIX в. махаджирства. На ранних этапах большую часть северокавказских иммигрантов составляли собственно черкесы, поэтому это название стало собирательным как для всех адыгов, так и для всех выходцев с Северного Кавказа. Как писал турецкий генерал, шапсуг по происхождению Исмаил Беркок в своем труде «История Кавказа», «каждый адыг является черкесом, однако, не каждый черкес является адыгом. Это положение сохраняет свою актуальность и по сей день».