
Эстафетная палочка в поисках Золотой страны перешла вместе с бумагами де Нисы в руки тридцатилетнего капитана Хуана Васкеса де Коронадо. Весной 1540 года тысячный отряд отборных молодцов двинулся в путь. Горы сменялись равнинами и пустынями. Вскоре показались деревянный крест де Нисы и горное селение. Коронадо не стал соблюдать приличия. Город без труда взяли штурмом и... пожалели об этом.
На золото здесь не было даже намека, утлый скарб и бедное убранство жилищ походили на злую бесовскую насмешку. Даже украшения местных жителей были грубой работы и сделаны из меди. Если бы священник Марко де Ниса попался в этот момент конкистадорам, его разорвали бы в клочья, а останки бросили на съедение койотам!
Но гордый капитан не собирался возвращаться. Он был настолько уверен в себе, что двинул людей дальше. Коронадо почти не ошибся. Он нашел несметные сокровища и ни с чем не сравнимые богатства. Но богатства совсем иного рода. Хотел того испанец или нет, однако его солдаты открыли человечеству многие чудеса природы и стерли с карты Нового Света белые пятна.
Как-то извилистая горная тропинка привела конкистадоров к невообразимой пропасти. Разведчик, который шел впереди отряда, внезапно остановился и громко закричал. Его спешно догоняли остальные. Солдаты едва уместились на небольшой площадке среди скал.
А перед ними расстилалась картина поистине божественная. Сколько испанцы стояли в оцепенении. Не помнит никто. Занималось утро.
Воздух нежнейшими переливами менял окраску от телесно-розового к бирюзовому. На мгновение он становился густо-синим и вновь заливался розовой зыбью. Вниз уходил гигантский провал. На его дне сквозь воздушную завесу проглядывала сказочная долина. Воздух и земля как бы смешивались — и в этом причудливом слиянии превращались в замки, дома, храмы. Рай на земле! Господи, велика сила твоя!
Таким Коронадо и его люди увидели Боль-шой каньон. Сверкающая ниточка воды, которая извивалась на его дне,— стремительная река Колорадо. В пути люди Хуана Коронадо часто встречали поселения. Индейцы принимали пришельцев радушно и при этом рассказывали о благодатных краях и богатых странах. Отряд вскоре разделился на две части — одной командовал капитан Карденас, другой — капитан Харамильо, который открыл миру реку Рио-Гранде. Конкистадоры Коронадо, пережив зиму, измотались основательно, но дошли-таки в апреле 1541 года до «благословенной страны».
Городов, правда, здесь не было и в помине, но дичи — вдосталь. Перед испанцами лежали бескрайние прерии Северной Америки, где в изобилии паслись «стада крупных темно-бурых животных, отдаленно напоминающих быков». Европейцы увидели бизонов...
Многое еще встретили на своем пути люди Хуана Васкеса де Коронадо, но Сиволы и золота не нашли. Опять приближалась зима, и капитан пустился в обратную дорогу. За Коронадо на долгое время закрепилась слава неудачника. Хотя никакой другой поход за золотом не дал столь обширного географического и этнографического материала...
А на Сиволе был поставлен крест, искать ее больше никто не решался. Впрочем, надежда еще теплится в сердцах романтиков. А не является ли той самой Сиволой загадочная страна племени апачей с их несметными золотыми запасами? Многие слышали о стране Семи городов. Но... пока не открыли ее миру.













