6-го июня 1761 г. происходит сражение у современного Усть-Лабинска, в ходе которого победа достается темиргоевцам. Предыстория Лэбэпэ зау — «Усть-Лабинского сражения» — песня о котором сохранилась в черкесском фольклоре такова. В 1760 г. темиргоевцы атаковали свиту абазинского-башильбаевского князя Игебокова, сестра которого являлась матерью хана Крым-Гирея. В результате стычки абазинский князь погиб. «Крымский хан, — сообщал комендант Кизляра И. Ф. де Боксберг 28 июня 1761 г. астраханскому губернатору В. В. Неронову, — на темиргуйцах ищет крови родного своего дяди, Башилбайского владельца… Весьма великое сражение у тех войск было и многочисленно крымского войска темиргуйским войском побито и ранено, да и в реке Лабе потонуло, причем де потонул аги Ислама Тагетова брат, который в Крыму перед всеми весьма славным воином именовался. А в плен темиргуйцами взято агов три, ширинов — две, да мурз двоя, а прот чего всякого звания народу более трехсот человек; но чрез тамошней де народ слышно, что взято мирз и протчего народа наиболее вышеописанного…».
Отношения Крымского ханства и Черкесии в период правления Мухаммад-Гирея (1515-1523) охарактеризованы польским послом в Крыму Мартином Броневским: «Область Пятигорская или Колхида, простирается до самого моря Каспийского или Гирканского. Она покрыта высокими хребтами гор и лесами, которые видны с той оконечности. Народ свободен, имеет многих предводителей очень храбрых, которым подчинено каждое племя и даже семейство». Отметив независимый статус пятигорцев, а в употреблении Броневского под этим именем имеются ввиду все адыги, автор подчеркивает в другом разделе своего сочинения, что пятигорцы участвуют в походах хана.
В разделе о хан-ских советниках и придворных: «Хан наиболее любит содержать при себе черкесов, ногаев и пятигорцев, которые трудолюбивы, крепки, храбры и воинственны. Отличным он назначает годовое жалованье и дают подарки; часто двор бывает наполнен ими». В разделе «Войско крымского Хана» Броневский как две отдельные группы указывает черкесов и пятигорских черкесов, что говорит о том, что автор имел представление о разделении Черкесии на две части — Западную Черкесию и Кабарду: «Из жителей Таврического полуострова перекопские и крымские, азовские, ногай-ские, черкесские данники и союзники, князья пятигорских черкесов, служащие на жалованьи, равно как и вольные должны немедленно являться к Хану по его требованию и принимать участие в войне».
Очень важное описание в том плане, что в нем отмечено несколько типов отношений, связывавших черкесов с ханом: одни из них — данники, а другие — союзники; кто-то получает жалованье, а кто-то вольный. Среди западно-адыгских князей, являвшихся на поддержку хану, было две категории: данники и союзники. Определение «служащие на жалованьи, равно как и вольные» употреблено сразу за пятигорскими черкесскими князьями, что подтверждает большую степень политической самостоятельности князей Кабарды.
О том, что власть хана на территории Черкесии не была институализированна писал В. Д. Смирнов, один из наиболее авторитетных российских историков Крыма: «Эта зависимость никогда не выражалась в определенных и правильно организованных формах практического осуществления ханской власти над землями, лежащими вне пределов Крымского полуострова… ханы, увлекаемые жаждой еще большей наживы, делали беспрестанные набеги на бедных черкесов, придираясь ко всякому случаю и невзирая на явную покорность их. Впрочем, иногда эти набеги недешево обходились Гераям, и некоторым они стоили даже жизни… Случалось и так, что в критические моменты члены Герайской фамилии, даже сами ханы, искали убежища у тех самых черкесов, на которых они в другое время нападали по самым ничтожным поводам».
Автор последней трети XVII века Хюсейн Хезарфенн (в русской историографии чаще Гезарфенн), крупный историк и комментатор законов осман-ского государства, в главе девятой своего труда, посвященной Крымскому ханству, отмечал: «Последним черкесским племенем, живущим в округе Тамань, в которое великое государство назначает кадиев, являются черкесы жанэ. Ими предписания шариата в какой-то мере исполняются. Их нельзя обращать в рабство».
Как видим, к концу XVII в. властные прерогативы ханства на черкесских землях не усилились со времен Мухаммад-Гирея, то есть с начала XVI в. Единственным подконтрольным княжеством оставалось Жане. Но и здесь отношения колебались от видимости подчиненности до открытой враждебности.