«Глубокие реки» - дебютный фильм Владимира Битокова, выпускника мастерской Александра Сокурова. Картина получила приз «Лучший дебют» Кинотавра-2018. В рамках Международного кинофестиваля «FEST-хиты» в Нальчике
8 октября состоялась премьера фильма, на которой присутствовал министр культуры КБР Мухадин Кумахов, представители творческой интеллигенции республики, российские актеры, режиссеры, представители местных и российских СМИ. Премьерный показ дебютанта Кинотавра прошел при полном аншлаге.
Название картины созвучно с сюжетом. Семья лесорубов, семья-изгой – суровый мужской мир, где нет места слабости и сантиментам. Персонажи Битокова – редкие типажи в современном мире, сильные мужчины, люди с внутренней идей, ради которой они не задумываясь готовы отдать свои жизни.
Эта семья похожа на мощную глубокую реку с опасными подводными течениями, невидимыми глазу за ее глубиной. Вода – символ жизни, но также она таит в себе опасности и тревогу. В кабардинском языке вода «псы» созвучна с душой «псэ», что отражено в картине. Эта семья живет в доме на сваях в близости от бурной горной реки, которая в любой момент может ее снести, если не укреплять дом. Этот символичный образ можно перенести на семью, в которой старый отец, как командир подводной лодки, не останавливаясь, ведет ее, зная, что крушение неизбежно.
Мужчины в этой семье немногословны, они привыкли к тяжёлому труду. Герои напоминают зверей: старший сын Бес – одинокий волк, самый противоречивый и сложный образ, средний Муха – сильный и добрый, напоминает медведя, отец, как старый уставший пес и младший сын –
Малой, человек, который отбился от этой стаи и выбрал другую жизнь. В фильме подчеркнуто нет религиозной подоплеки, у зверей нет религии, они живут инстинктами. Несмотря на географию картины и кабардинский язык, на котором он снят, картина не кажется национальной, этнографической. На мой взгляд, это универсальная история, в которой показаны общечеловеческие ценности, конфликты и проблемы. Хочу отдельно отметить язык повествования. Режиссер фильма подчеркнул, что кабардинский язык в этой истории является частью характеров героев. Язык становится и своеобразным связующим звеном между ними. Старшие братья говорят на кабардинском, их ценности, мироощущение, понятия чести и совести совпадают, как и язык, с помощью которого передают свои мысли, они не видят для себя другой жизни, кроме этой. Малой, говорящий исключительно на русском языке для них отщипенец, предатель, человек, который отрекся от корней. В этой догме язык выступает, как показатель самобытного, исконного, настоящего.
Зрителю может показаться, что разногласия братьев – это результат прошлых поступков, но вдумываясь глубже, понимаешь, что это конфликт характеров, а не поступков.
«Глубокие реки» не стоит воспринимать, как документальное, описательное кино, это художественный фильм, перенесенный в реалии Кавказа.
Как зритель и кинокритик хочу отметить великолепную работу оператора картины Александра Демьяненко. Он снял горы и леса Кабардино-Балкарии, как настоящую поэзию, заставляя зрителя погрузиться в эту суровую красоту, превращая ее в героя фильма, без которого эта история была бы совсем другой.
Безусловная удача картины – это актеры, исполнившие главные роли: строгий, но мудрый отец - Олег Гусейнов, мятущийся, озлобленный, неумеющий проявлять нежности Бес - Рустам Муратов, добродушный Муха – Мухамед Сабиев. Темные тона, в которых снят фильм подчеркивают настроение героев, а монотонное размеренное течение – внутренний эмоциональный накал и острое предчувствие беды. Уже в начале фильма понимаешь, что непоправимое уже случилось и это произошло задолго до начала истории, показанной зрителю.
Прекрасная самобытная музыка Мурата Кабардокова дополнила сюжет и долго не отпускала после просмотра наравне с вопросами, которые оставил фильм.
«Глубокие реки» - картина, которая заставляет думать и не преподносит все зрителю в готовом виде.
Фильм оставляет место для того, чтобы мы смогли заглянуть в свои темные воды, переосмыслить жизнь и, возможно, поменять что-то.
Диана МАШЕЗОВА.