О сборнике "Нартхэр. Къэбэрдей Эпос" 08:48 Четверг 0 533
20-12-2018, 08:48

О сборнике "Нартхэр. Къэбэрдей Эпос"


О сборнике "Нартхэр. Къэбэрдей Эпос"
Речь пойдёт об истории издания и некоторых проблемах связанных с нашими представлениями о том что такое Нартский Эпос. Обращаюсь я не к специалистам которые наверняка знают в чем дело, а прежде всего к широкому кругу. Чтобы у Вас не сложилось впечатление что я несу вздор и какую-то отсебятину, ознакомьтесь с небольшой статьёй профессора Адама Гутова, доктора филологических наук, эту статью Вы найдёте в самом конце второго издания (1995) сборника "Нартхэр. Къэбэрдей Эпос".

Ниже я приведу краткое содержание статьи, перевод будет не дословный и тем более не полный, если у кого-то возникнут претензии - обращайтесь к оригиналу, думаю 99% читателей владеют кабардинским языком.

----------

У автора нет цели дескридитировать ценность книги, но должно рассказать о том как обстоит дело.

Есть существенное расхождение между содержанием этой книги и тем как Нартский Эпос существовал в устном виде среди старцев-сказителей веками хранивших предание передавая из уст в уста, из поколения в поколение. И прежде всего на это обстоятельство внимание обратили сами сказители, от которых собственно и дошёл до нас Нартский Эпос. Хоть в основу книги и легли именно эти рассказы, но в сборнике они представлены в очень измененном виде, по разным причинам, например чтобы соответствовать тогдашнему литературному стилю.

Имеются конечно и рассказы напечатанные почти в аутентичном виде, как-то: "Рождение Сосруко", "Гибель Сосруко", "Как Сосруко вернул огонь" и так далее. Но в книге встречается рассказы которых в таком виде вообще не было в устном народном творчестве, а также такие которых в фольклоре не было вообще ни в каком виде. Надо откровенно сказать что этот сборник "Нартхэр. Къэбэрдей Эпос" не является в основе своей аутентичным устным преданием, это не фольклор(то есть это не Эпос, скажу это забегая вперёд, автор очень осторожен и старается никого не обидеть, другое дело я - деревенщина(прим. С. Б. )).

Конкретнее и с примерами:

В книге есть рассказы которые встречаются в устном предании, но при подготовке к изданию подвергшиеся редактированию. Таковы рассказы: "Как Сосруко нашёл свой меч", "Взросление Бадыноко", "Как Батараз одолел иныжа" и некоторые рассказы про Щауея. Тут изменения не фатальные, просто приблизили к литературному языку убрав сложные слова и ещё немного приукрасили.
2. Встречаются рассказы которые в фольклоре встречаются только в прозе, а в книге представлены в стихах. Это можно считать творчеством наших писателей-поэтов. Примеры: "Золотое дерево нартов", "Ашэмэз и Бжьамийр" (незнаю как перевести, условно говоря флейта) и некоторые другие.

3. Некоторые рассказы сочинены специально для этого издания(в то время как в устном народном творчестве они не встречаются ни в прозаическом виде, ни в виде стихов и песен, вообще никак). К этим рассказам относятся следующие: "Сосрыкъуэ бжьэ къыщIырата", "Как Сосруко впервые отравился на Хасэ", "Как Сосруко боги предложили сано", "Детство Ашамаза", "Ахумыдэрэ Ашэмэзрэ я пшыналъэр".

4. Надо выделить те рассказы которые не относятся к Нартскому Эпосу (то есть к легендами про героев). Например рассказы про Мэлэчыпхъу и КъуийцIыкIу.

5. Глубже проблема "Дахэнагъуэ", - ни имя её ни сюжет в фольклоре не встречаются. Это творчество Залимхана Аксирова и Адама Шогенцукова.

Вывод: это не фольклор, это литература.

И ещё одно, почему "Кабардинский Эпос"? Он ведь принадлежит всему адыгскому народу... По словам А. Шортанова (руководитель проекта) - это была воля властей.

----------

Комментарий:

То есть фактически Нартский Эпос который знает большинство из нас был придуман в середине прошлого века... Не знаю кто как к этому относится, но лично я отношусь негативно. Это не слыханное дело, сочинять с нуля эпос народа! И таковы наши просветители? Таковы основания нашего столь модного культуро-исторического возрождения?

Когда не особо паришься о выяснения и прояснении того что такое есть "адыгство", каковы его духовные истоки и так далее, когда исповедуешь это на уровне чисто внешних атрибутов то никакой проблемы нет. Но если будешь воспринимать все это всерьёз и начнёшь копать - могут обнаружиться неожиданные вещи.

Эта статья А. Гутова есть только во втором издании на кабардинском языке, в первом издании её разумеется не было, как наверное и в русском переводе и в сокращенном немецком. И возможно сейчас какой-то культуролог в Европе делает сказочные заключения о метафизических элементах древнекавказских мифов на основе какого-нибудь рассказа про Божественное Сано (вариация на тему прометеевского мифа).

"Нартхэр. Къэбэрдей Эпос" - во многом часть проводившейся советами политики разделения народов, потому что даже само название стало поводом для спора с западными адыгами. А тот факт что по инициативе властей точно такой же эпос был написан и для других народов Кавказа, в частности для осетин - стало поводом для спора с этими народами, которые продолжаются и по сей день. И главное - это направлено против ислама.

Означает ли все это что Нартский Эпос не нужен? Пусть каждый сам для себя решает, лично для меня адыгство заключено не в вещах и предметах старины, не в культуре и истории, даже не в языке и традициях, оно заключено в людях. Но он как минимум дискридитирован в этом его популярном виде. И с этим надо что-то делать, хотя бы переиздать в аутентичном, воспринятом от сказителей виде, без компиляции и добавлений - и преподавать это в таком виде в школах и вузах. Если это невозможно или не рационально - тогда вообще бесполезно с этим носится, вот и все.

Под конец поставлю перед всеми риторические вопросы общего характера: А что такое вообще "Адыгство"? Адыгский народ? Что вы под этим понимаете? Какая-то национальная философия навроде той что придумали немецкие романтики пару веков назад? Народ в смысле того странного образования порожденного американской и французской революциями? Не утонет ли эта лодочка в потопе глобализации? А вообще адекватное это поведение вот так замыкатся в себе? Возможно в современном мире это просто самообман и попытка прикинуться что проблем не существует? Или язык? Все кричат язык, язык, но язык культуры у нас это русский язык, как и у большинства обитателей постсоветского пространства, и от этого никуда не деться, и в этом нет ничего плохого, но если предъявлять такие претензии на язык, вы представляете что надо сделать для их осуществления? А как насчёт нашей религии? Она у нас есть вообще? Почему тогда мы никогда не говорим о религии? Ведь это будет совсем другой подход ко всему и возможно более соответствующий реальности? О религии с одной стороны говорят буквалисты которые отождествляют её с арабской культурой, идеологией и политикой, а с другой стороны их противники - светские гуманисты которые вообще ни о какой религии и слышать не хотят и смотрят на неё исключительно сквозь просвещенческие стереотипы, но какова позиция среднего большинства, кокое-то ни рыба ни мясо, непроясненный суеверный атеизм - наследие коммунизма или столь-же смутный теоцентризм не желающий вдаваться в подробности?..

Loading...

Loading...

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Северокавказский филиал музея Востока получит 1,8 млн рублей на создание электронной базы и изучение картин художников Адыгеи и диаспоры 15:39 Понедельник 0 50 Северокавказский филиал музея Востока получит 1,8 млн рублей на создание электронной базы и изучение картин художников Адыгеи и диаспоры Российский фонд фундаментальных исследований поддержал заявку Северокавказского филиала Государственного музея Востока на международный проект “Культурные диффузии России и Турции: искусствоведческий
Образцовый ансамбль адыгского танца «Зори Майкопа» стал «Заслуженным коллективом народного творчества» 15:39 Понедельник 0 48 Образцовый ансамбль адыгского танца «Зори Майкопа» стал «Заслуженным коллективом народного творчества» В соответствии с положением о звании «Заслуженный коллектив народного творчества» образцовому ансамблю адыгского танца «Зори Майкопа» присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества»,
Хореографический ансамбль из Адыгеи завоевал награды международного конкурса 15:39 Понедельник 0 50 Хореографический ансамбль из Адыгеи завоевал награды международного конкурса В Ставрополе состоялся V Международный конкурс циркового и хореографического искусства «Звездный путь». Адыгею на нем представляли ансамбль «Говори молча» из «Академии современного искусства и
Что секретное немецкое  общество "Анэнэрбэ" искало на Кавказе? (ВИДЕО) 11:13 Четверг 0 387 Что секретное немецкое общество "Анэнэрбэ" искало на Кавказе? (ВИДЕО) В горах Адыгеи обнаружили два черепа неизвестного науке существа и сундук с эмблемой "Аненербе" - пожалуй, самого секретного при гитлеровской СС общества, занимавшегося оккультными науками и
Артист из Тахтамукайского района Адыгеи выиграл Гран-при V Международного конкурса-фестиваля «АРТ-СОЗВЕЗДИЕ» 13:57 Воскресенье 0 85 Артист из Тахтамукайского района Адыгеи выиграл Гран-при V Международного конкурса-фестиваля «АРТ-СОЗВЕЗДИЕ» Артист Нух Чачух из Тахтамукайского района Адыгеи, представлявший республику на V Международном конкурсе-фестивале детского, юношеского и взрослого творчества «АРТ-СОЗВЕЗДИЕ» в Казани, завоевал
Персональная выставка Виталия Баркина откроется в филиале музея Востока в Адыгее 13:57 Воскресенье 0 87 Персональная выставка Виталия Баркина откроется в филиале музея Востока в Адыгее Персональная выставка заслуженного художника Республики Адыгея Виталия Баркина «Родина моя» откроется 14 января в Северокавказском филиале Государственного музея искусств народов Востока, сообщает

х