
В настоящее время черкесская диаспора в Турции представляет собой необычное этнокультурное явление. В течение полутора столетий (с 60-х годов XIX в. - по сей день) черкесы, проживающие за рубежом, обладая высокой степенью этничности, не имели собственной государственности. Несмотря на это, развиваясь в рамках другой государственно-политической системы в замкнутой социальной и иноэтничной среде, они во многом смогли сохранить не только родной язык и основные элементы традиционной национальной культуры, но и не утратили чувства принадлежности к исторической родине. В наши дни кабардино-черкесская диаспора является некоторым монолитным социальным звеном, занимающим прочную позицию в социально-экономической и общественно-политической жизни Турции.

Интеграция черкесов в политическое, социокультурное и языковое пространство Турции отличается рядом особенностей. Важной проблемой в этом отношении является определение формы межкультурного диалога и межъязыковой коммуникации. В этой связи определенный научный интерес вызывает трансформация важнейшего маркера этнической идентичности представителей кабардино-черкесской диаспоры - их речи.

В рамках общей теории языка исследование данной проблемы позволяет выявить степень и глубину лексических и фонетических изменений в речи кабардино-черкесской диаспоры в Турции, а также формы взаимодействия различных языковых систем (абхазо-адыгской и тюркской). Кроме того, сравнительно-историческая характеристика речи кабардино-черкесской диаспоры в Турции и современного кабардино-черкесского литературного языка выступает своеобразным индикатором, дающим возможность по-новому осветить ряд малоизученных аспектов трансформации адыгского этнического социума, развивающегося в течение длительного времени в иноэтничной среде.

Проблема определения особенностей речи черкесской диаспоры в Турции получила отражение в ряде работ. Однако до настоящего времени еще не появились обобщающие исследования, авторы которых опирались бы на богатую источниковую базу и полевой материал по заявленной теме. Тем не менее некоторые аспекты поставленной проблемы в разное время находили отражение в работах Ж. Дюмезиля, К. Пари, М.А. Кумахова, Х.Т. Таова, Б.Ч. Бижое-ва, А.В. Кушхабиева, Р.Х. Темировой, Н.Г. Гишева, Х.Э. Дзасежева, У.С. Зекоха, Т.Х. Куашевой, К.Т. Мамрешева, Г.В. Рогавы, Г.Ф. Турчанинова, П.К. Услара, А.К. Шагирова, Н.Ф. Яковлева, Д.А. Ашха-маф, М.А Апажева, Б.Х. Балкарова и др.













