Вряд ли можно найти хоть одного энтузиаста или любителя кино, который бы не посмотрел ни одного фильма Стивена Спилберга. Гениальный режиссер и не менее талантливый продюсер - кажется ему подвластно любое кино.
http://www.uxforthemasses.com/wp-content/uploads/2015/11/Steven-Spielberg-min.jpgСкромный мальчик родился в семье инженера и пианистки в 1946 году. Кстати, его родители происходили из семей еврейских эмигрантов из Российской Империи. Его семья никакого отношения к кино искусству не имела, но Стивен с детства мечтал снимать фильмы. Еще в подростковом возрасте отец подарил ему 8-миллиметровую кинокамеру - на нее Стивен снял свои первые работы.
Режиссер дважды пытался поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии, и дважды его не приняли, так как сочли "слишком бездарным".
Спилбергу не потребовалась никакая киношкола, чтобы реализовать свою заветную мечту. Он поступил в технический колледж и продолжил снимать свои фильмы как умел. Наконец, его усилия получили плоды, 26-минутный фильм "Эмблин" заметили на киностудии Universal Pictures. Он получил свой первый контракт на съемку пилотного эпизода сериала Ночная галерея (1969).
Дальше больше - он снимает свои первые две полнометражные картины Дуэль (1972) и Шугарлендский экспресс (1974). Фильмы не просто получают признание зрителей и критиков, но становятся важнейшими картинами для дальнейшего творчества режиссера. В основе обоих фильмов идея роуд муви и побега, снятые в 70-х, в момент рассвета Нового Голливуда.
https://www.thehollywoodarchive.com/static2/preview2/stock-photo-george-lucas-and-steven-spielberg-16423.jpgА что такое Новый Голливуд? Это уникальный период - серьезные, большие фильмы, которые снимались для взрослых. Брайан Де Пальма, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола - мастодонты голливудского кино. И в этот момент в кинотеатры буквально "врываются" молодые Стивен Спилберг и Джордж Лукас. Сегодня многие считают, Спилберг и Лукас убили волну Нового Голливуда и "родили" блокбастер. Превратили кино в зрелище для тинейджеров, которые едят попкорн в зрительном зале и запивают его кока-колой.
Но, по сути, это же есть поворот сознания целого общества, и не только американского. Стивен Спилберг и Джордж Лукас совершили казалось бы невозможное - они разбудили во взрослом человеке внутреннего ребенка, а реальных подростков они сумели оторвать от мультиков и привлечь в кинотеатры. Блокбастер стал огромной машиной по сбору денег и машиной по производству простых, внятных и моментально ложащихся на ум смыслов. И все это придумали и реализовали Стивен Спилберг и Джодж Лукас.
Спилберг стал первым сняв фильм Челюсти (1975)
https://images-na.ssl-images-amazon.com/images/I/51KUbT0FQ7L.jpgНе просто ужастик, не просто развлекательный фильм о борьбе с монстром. Это история противостояния человека и природы, которая олицетворена в фильме в большой и смертельно опасной акулой - Моби Дик конца XX века.
Спилберг совершил казалось бы невозможное - сняв уникальные по своей наполненности смыслами и уровню развлекательности фильмы.
Следующим прорывом стали фильмы про Индиану Джонса - Спилберг выступил режиссером, а Лукас был автором идеи и продюсером. Еще в XIX веке в первый раз прогресс становится темой приключенческого романа. Самый прямой предок Индианы - это Копи царя Соломона, приключенческий роман Генри Райдера Хаггарда (1885).
Главный герой хоть он и ученый по сути - ребенок, который верит в существование Святого Грааля, в то, что можно ускользнуть от толпы разъяренных жрецов и в последний момент все равно победить всех противников. Фирменный почерк режиссера - история как бесконечный аттракцион, который невозможно остановить, который несет героя вперед и не дает зрителю заскучать.
Величие Спилберга как режиссера в его многообразии. Он не раз придумывал новую модель, разрывая все существующие шаблоны. Но он никогда не останавливался на достигнутом.
В 1982 году появляется принципиально новая работа - Инопланетянин. Спилберг как говорилось выше - мальчик из еврейской семьи, который, впрочем, старался избегать делать громкие заявления на эту тему вплоть до появления фильма Список Шиндлера (1993).
А вот в начале 80-х появляется история бездомного маленького существа, на вид страшненького, но абсолютно волшебного. И мечтает он всего лишь об одном - вернуться домой. Он чужак в огромном враждебном мире - это и есть метафора еврейской истории о том, что такое быть чужим и как сделать чужое не чужим. О том, что в чужом, конечно, есть угроза, но магии в нем больше. И каждый может заразиться этой магией.
https://i.kinja-img.com/gawker-media/image/upload/s--v0aKhFEf--/c_scale,f_auto,fl_progressive,q_80,w_800/ehr2ointgnixqpypkala.jpgСтивен Спилберг - продюсер
Он не только снимал сам, но и открывал молодых и неизвестных авторов, без которых просто невозможно представить современный кинематограф. Именно благодаря ему появились три части Назад в будущее и мир узнал Роберта Земекиса.
https://i.redd.it/i1c5fa4rjxd11.jpgВ 1985 году появился фильм Молодой Шерлок Холмс, который снял Барри Левинсон, позже именно этот режиссер снимет Человека дождя (1988), но интересно не это.
В этом фильме была сцена-галлюцинация, в которой рыцарь на витраже оживает, спрыгивает на пол церкви и нападает на одного из героев фильма. Этого рыцаря рисовал юный Джон Лассетер, который в дальнейшем основал студию Pixar и сегодня является одним из важнейших аниматоров в мире.
Стивен Спилберг продюсировал не только художественное кино, как выяснилось именно он спродюсировал один из моих любимейших детских мультиков - Земля до начала времен (Дон Блут, 1988) - видимо морально готовился к Парку Юрского периода (1993).
И даже выступил продюсером фильма Сны Акиры Куросавы (1990). Вот такое многообразие.
У Спилберга никогда не было какой-то специализации, он не зацикливался на детском, фантастическом или каком-либо ином кино.
Флинтстоуны (Брайан Левант, 1994), Каспер (Брэд Силберлинг, 1995), Люди в черном (Барри Зонненфельд, 1997), Столкновение с бездной (Мими Ледер, 1998), Шрек (Эндрю Адамсон, Вики Дженсон, 2001) и многие другие работы спродюсировал именно Стивен Спилберг.
Многообразный, незабываемый и кажется бесконечный Стивен Спилберг, наш современник и настоящий человек эпохи Возрождения.