Идентичность является одной из самых сложных составляющих постоянно расширяющегося предметного поля современной антропологии. Стремительно меняющееся этно-социальное и культурно-языковое окружение оказывает воздействие на самосознание всех субъектов исторического процесса - от отдельной личности до уровня этносов и «надэтнических» коллективов.
Одним из регионов, для которых проблема идентичности всегда была и остается исключительно актуальной, является Северный Кавказ, традиционно во все эпохи демонстрировавший миру многообразную гамму этнических процессов и мозаичность самосознания своих обитателей. Представления кавказских народов, в т.ч. черкесов (адыгов), о себе и окружающем мире являются уникальным сочетанием традиционности с новейшими веяниями, трансформирующими сознание и стиль мышления людей.
Картина черкесской идентичности стала еще более сложной в результате трагических событий XIX в. - Кавказской войны и Стамбульского Исхода, приведших к образованию диаспоры, по численности многократно превышающей адыгское население исторической территории. За период полуторавекового существования новых анклавов и контактных зон на Родине и за рубежом сложились особые формы локальной идентичности в каждом из ареалов расселения. Выявление и описание культурной истории черкесских анклавов, анализ механизмов формирования разных уровней групповой идентичности, их проявления в современных условиях глобализации актуально для адыговедения, накопившего в этой области знания достаточный эмпирический материал.
Значимость подобных исследований заключается в выявлении новых знаний о закономерностях формирования групповой идентичности. На предыдущей (первой) конференции памяти М.И. Мижаева, прошедшей в 2014 г. в Карачаево-Черкесии1, в работе которой приняли участие исследователи из Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Башкортостана, Москвы, Анкары и др. городов Турции, проблеме регионально-локальных форм репрезентации народной культуры была посвящена работа отдельной секции. Уже тогда выявилась настоятельная необходимость в проведении специализированной конференции по формам актуализации этнической идентичности.
Настоящая конференция (2017 г.) представляет собой первую попытку постановки проблем исследования регионально-локальных традиций в современном адыговедении. Ряд докладов посвящен общим теоретическим проблемам групповой (этнической и конфессиональной) идентичности, таким как типология локальной этнонимии / таксономическая иерархия, трансформация идентичности под влиянием глобализационных процессов новейшего времени, методика сбора и публикации фольклорного материала на уровне локальных традиций. Обращено внимание на важные аспекты изучения как крупных региональных образований в метрополии и диаспоре, так и местных, локальных традиций. Докладчиками охвачены проблемы идентификации и описания ряда этнических и анклавных групп (убыхи, причерноморские шапсуги, моздокские кабардинцы, кабардинцы-хаджиреты, абадзехи, абазины, абхазы, черкесогаи, горские греки, черкесы анклава Узун-Яйла), в т.ч. в историческом аспекте (исторические «адыгэ» и «абаза», «хундуги», этногруппы и владения XV-XVIII вв.).
Первый опыт научного осмысления механизмов структурирования локальной идентичности неизбежно выявит необходимость в продолжении подобного рода штудий, обозначит приоритетные направления теоретических, полевых, прикладных антропологических исследований в сфере внутрикультурной и межкультурной коммуникации в историческом и современном видении.