Навстречу терминусу? Семантико-аксиологические трансформации хаджретской идентичности (1864 - 2000 гг.) » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Навстречу терминусу? Семантико-аксиологические трансформации хаджретской идентичности (1864 - 2000 гг.)
Навстречу терминусу? Семантико-аксиологические трансформации хаджретской идентичности (1864 - 2000 гг.) 11:07 Суббота 0 469
13-04-2019, 11:07

Навстречу терминусу? Семантико-аксиологические трансформации хаджретской идентичности (1864 - 2000 гг.)


Навстречу терминусу? Семантико-аксиологические трансформации хаджретской идентичности (1864 - 2000 гг.)
К исходу 1864 г. Черкесия как военно-политический актор и демографически гомогенная, целостная общность прекратила свое существование. В результате Геноцида (Лъапсэрых) от ее населения, как тогда отмечалось, «остались небольшие клочки, в виде этнографических островков и полосок...» Всеобъемлющая катастрофа кардинально деформировала идентитарную систему черкесского социума. Ликвидация большинства исторических областей страны ввергла соответствующие локальные идентичности в терминальное состояние.

Нарастающим процессам идентитарной коррозии подверглись не только старинные «примордиальные» коллективы с их ярко выраженной территориальной идентичностью. Дезавуированию (растянутому во времени на десятилетия) подверглись и те социальные агрегации - субъекты, чьи самоопределительные практики были детерминированы спецификой черкесского Сопротивления в период Кавказской войны. Прежде всего это относится к возникшей в период активных военных действий социальной группе, получившей известность под коллективным именем хаджреты.

Первоначально хаджретство возникло как самопозиционирование наиболее упорных противников имперского продвижения, по меткому определению Хан-Гирея «лучших воинов» Кабарды, предпочтивших подчинению оккупационным властям миграцию на запад страны и продолжение радикального сопротивления. Ряд факторов и в первую очередь актуальность заданной кабардинскими мигрантами повестки в условиях нарастания имперского натиска на левобережную (р. Кубань) Черкесию в 1830-х гг. выдвинули хаджретов в авангард общечеркесского Сопротивления и предложенная ими Альтернатива обрела социетальный характер. Хаджретство стало феноменом общечеркесской значимости, а номинация хаджрет дополнилась престижно-статусным и эстетическим содержанием, заняв позицию референтного символа в аксиологической сетке этноса.

С завершением войны хаджретская миссия была исчерпана. В последующие десятилетия обозначилась зримая семантико-аксиологическая инволюция соционима хаджрет, выражавшаяся в постепенной потере им ярко выраженной позитивной оценочной функции. Интервенционистское по своему характеру советское нациостроительство в регионе исторической Черкесии закрепило результаты Геноцида, продолжив прессинг на идентитарную систему этноса посредством институциональных инструментов тоталитарного государства. Такое положение обрекло хаджретскую идентичность на десятилетия непрерывной маргинализации.


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 580 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов