
Интеграция эмигрантов в новую политическую, социально-экономическую, культурную среду обычно сопряжена с утратой своих отличительных национальных через. то есть ассимиляцией. В контексте выделенных учеными критериев, характеризующих диаспоральность любого рассеяния, основополагающими элементами признаны сохранение коллективной памяти, памяти о родине, а значит, этнической самоидентификации. Именно поэтому в условиях диаспоры актуализируется проблема их сохранения. Это взаимосвязанные и взаимообусловленные явления, довольно трудно постижимые в исследовательском плане. Тем не менее, о диаспоральности можно вести речь только при условии сохранения в ее ментальности этнокультурной специфики.
С этими положениями достаточно тесно коррелируют высказывания ряда ученых, изучающих феномен еврейской диаспоры, о наличии некоего коммуникативного кода как одной из основ стратегии еврейской диаспоры. Подразумевается цельность культурного коммуникативного кода с собственной символикой? одинаково воспринимаемой и ощущаемой всеми членами диаспоры, то есть формирование осознания единства и общей исторической судьбы в ходе передачи информации из поколения в поколение, что гак же представляется сложным в познавательном плане. Тем не менее, предполагается, что ориентиром может служить метаязык еврейской цивилизации, который исключает речевую коммуникацию - это древнееврейский язык - лашон акодеш или язык Святости, который удовлетворяет все потребности еврейской цивилизации.
В случае с адыгской диаспорой, помимо традиционных факторов коллективной памяти и этнической самоидентификации, представляется целесообразным обратиться к устной фольклорной традиции, то есть общему для всех адыгов нартскому эпосу и уникальному адыгскому этикету (адыгагъэ), как главному компоненту соционормативной культуры народа.
С психологической точки зрения эпос - это отражение главного свойства человека не просто прожить жизнь, но и пересказать ее, задержать в слове, не дать уйти прошлому. Уникальность эпоса его назначении транслировать события прошлого. Но не вызывает сомнений, что основополагающим элементом стратегии адыгской цивилизации, ее ментальной основой можно считать адыгский этикет - адыгство (адыгагъэ).
Анализ процесса интегрирования адыгов (черкесов) зарубежья в страны их нового проживания сквозь призму выделенных критериев позволил определить наиболее значимые факторы, замедлившие процесс ассимиляции:
в демографическом отношении адыги представляли самодостаточную группу для воспроизводства и сохранения этнической эндогамии;
- характер расселения (точечно-дисперсный) так же способствовал сплочению диаспоры;
-несмотря на длительное отсутствие контактов с исторической родиной, адыгам диаспоры удалось, аккумулируя опыт предков, поддерживать коллективную память и осознание этнической принадлежности













