В Черкесии существовал институт верховной власти в лице старшего князя. В адыгском языке этот термин звучит как великий князь - пщышхо (дословно с адыгского - "князь большой / великий"). Существование такого института подтверждается иностранными источниками. Властные полномочия старшего князя Черкесии были таковы, что в глазах иностранных наблюдателей он считался царем черкесов. Монахи-доминиканцы Рихард и Юлиан в составе венгерского посольства в 1237 г. посетили страну Зихию и главный город этой страны - Матрика, расположенный на Таманском полуострове. Матрика тождественна византийскому наименованию Таматарха. В Матрике посольство получило очень хороший прием со стороны короля (rex) Зихии. (De facto Ungariae Magnae a fretre Riccardo invento tempori domini Gregorii Noni. // Исторический архив. 1940. Т. 3. С. 96.). В 1237 г. в персидских источниках упоминается черкесский царь Тукар, погибший в битве с монголами. (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М.-Л., 1952. Т. 2. С. 39.). В XIV-XV вв. в итальянских документах, касающихся взаимоотношений между консулом Каффы и Черкесией (Зихией), недвусмысленно указывается на совершенно особый статус правителя Черкесии. Этот статус позволял старшему князю Черкесии состоять в переписке с папой римским. К 1333 г. относится письмо папы Иоанна XXII, адресованное царю Зихии (Черкесии) Верзахту, в котором римский (на тот период - авиньон-ский) понтифик благодарит правителя адыгской страны за его усердие в деле внедрения католической веры среди своих подданных. Властный статус Верзахта был настолько высок, что по его примеру остальные черкесские князья приняли католичество. (Atti della Societa Ligure di storia patria. T. VII, f. 2. 737; Колли Л. Кафа в период владения ею банком св. Георгия (1454-1475) // Известия Таврической Ученой Архивной комиссии. № 47. Симферополь, 1912. С. 86.).