Там, где пронзительно воют ветра и дует свирепый ветер, в колыбели каменных чаш родились сказания горского народа.
Суровые реалии быта горных пастухов и охотников на туров об'ясняют, почему в мифологии Дагестана так распространено поклонение силам природы - земле, огню, воздуху, небу.
? Земля. Издревле охотники знали, что могут надеяться на помощь Абдала ( цахуры, лакцы), дарующим горцам диких оленей и туров. Однако, как и в любой мифологии, у этого существа есть условие доброго расположения к себе - охотник всегда должен спрашивать разрешения на добычу,иначе будет сурово наказан.
Аварцы знают, если на высохшей траве видны следы,то это пришла пора подняться на гору и принести жертву Будуалу - покровителю охоты. Будуал наделён способностью оживлять животных, с'еденных охотниками.
? Воздух. В долинах царствует хозяйка ветров Чассажи (лакцы). Она живёт в доме, находящемся в безлюдном месте и предстаёт в образе женщины с длинными распущенными волосами. Является опасностью для людей с дурными помыслами, сбивая их с ног свирепым ветром.
Горы являются пристанищем и для доброго духа Лки хллу (лакцы) - девушки с длинными волосами цвета золота. Она помогает многим женщинам. Но если хозяйка проговорится кому-либо о помощи, её ждёт разрушение дома.
? Огонь. Алпан (лезгины), Вилах (лакцы) - духи огня, обитающие в очагах домов.
?? Небо. Барз (лакцы), Варз (лезгины), Бадз (даргинцы), Моз (аварцы) - имена богов луны, предстающих перед горцами в облике красивой девушки. В мифологии Дагестана неразрывно связаны с солнцем, являющимся воплощением мужественности и имеющим облик прекрасного юноши.
Искренняя доброта, выплескивающая свои лучи на каждого достойного, как ослепительное солнце освещает каждого, чьё сердце не держит зла. Но горе тому, кто держит камень за душе, ведь древние помощники человека чувствуют обман очень легко и со страстью холодного ветра обжигают человека, сметая всё на его пути. Таков характер существ, населяющих горы сказочного Дагестана и смотрящих на нас со страниц старинных сказок.