В конце XX века в Израиле была найдена гробница с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Немногие археологические находки вызывают такую бурную дискуссию, как этот артефакт. Это и понятно. Сам факт его существования может пошатнуть фундамент у самой популярной у человечества религии. Что же это? Реальный саркофаг реального брата Иисуса, просто работа какого-то шутника или хитрая подделка? Давайте разбираться.
Евангелия: 4 канонических, 18 запрещенных
Немного предыстории, откуда в принципе регулярно возникает информация о человеческом происхождении Иисуса Христа и его семье.
Согласно христианской идеологии, Иисус Христос одновременно имеет две сущности - Божественную (как Бог Сын) и человеческую, так как был рожден от Богородицы. Эта история Иисуса Христа, которая признана христианскими церквями, изложена в четырех канонических евангелиях. Все мы их прекрасно знаем – это евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Но существуют и неканонические евангелия, которые также написаны очевидцами и близкими Иисуса. Есть Евангелие от Марии Магдалины, Петра, Фомы и даже Иуды. Их 18 и они не признаны официальной церковью.
Почему их не включили в Священное писание? Потому что они не соответствовали канонам и идеологии. Некоторые описывали лишь какой-то отдельный фрагмент жизни Христа. Другие, вообще, шли в разрез с официальной позицией. В некоторых из них Иисус предстает обычным человеком. Добрым и умным альтруистом, у которого была семья. Который, действительно, учил людей добру, был харизматичным и ярким оратором. Но обычным человеком, и, по сути – просто пророком, а не Сыном Бога. Такая позиция явно противоречила христианской догматике и все 18 Евангелий были признаны неканоническими. Церковь их не признает. Но их используют для информации археологи и историки.
В одном из таких неканонических евангелий - Евангелии от евреев - говорится о том, что воскресший Иисус впервые явился своему брату - Иакову. Упоминания о том, что у Христа был брат в традиционных канонических Евангелиях нет.
Гробница брата Христа
В конце XX века в Израиле была найдена странная гробница времен I века нашей эры. На саркофаге на арамейском языке написано: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». В начале XXI века коллекционер древностей Одед Голан приобрел за большие деньги интересный артефакт. Его изучили археологи и в 2002 году Библейское археологическое сообщество и канал Discovery на пресс-конференции объявили об интересной находке.
Власти Израиля высказались резко против находки. Управление по делам древностей Израиля обвинило Голана в том, что саркофаг – подделка. Когда же выяснилось, что по дате он совпадает, обвинение заменили. Теперь поддельной была признана сама надпись на саркофаге. Израильские спецслужбы стали привлекать и церковные власти для обвинения в фальсификации артефакта.
И Израиль и Церковь отчасти понять можно. Такая находка может снять ореол таинственности вокруг персоны Иисуса Христа.
Пока в этом вопросе тупик. Библейское археологическое сообщество, эксперты и редакция канала Discovery и Одед Голан настаивают на реальности находки. Израильские власти и Церковь не готовы признать находку и сомневаются в ее подлинности. Вопрос открыт, дискуссия продолжается и, я уверен, в ближайшие лет 10 в нем будет поставлена точка. И мы узнаем, правда ли был у Христа брат.
Что это значит для христианства?
Лично я не вижу никакой трагедии для христианства, даже если этот саркофаг подлинный. Если у Иосифа - формального отца Иисуса по идеологии Церкви - был еще один сын, как это рушит основы христианства?
Церковь признает за Христом, в том числе, и человеческую сущность. То, что он спустился, принял человеческое обличие и пережил телесные муки только усиливает его подвиг. И что у Иосифа могли быть и другие сыновья, возможно от других жен никак не мешает идеям христианства.
Христианство – если отбросить религиозные споры – важный культурный феномен. Оно показало людям, что на свете есть альтруизм. Что помогать другим – это хорошо и важно. Вся европейская цивилизация получила мощный идеологический импульс для развития. Идея христианства сплотила разные страны, культуры и нации. Без феномена христианства современный мир был бы совсем иным. И вряд ли бы он был лучше.
На мой взгляд, главный вопрос сейчас не в том, был ли у Христа брат или нет. А как бы нам, в условиях современного мира, не потерять то лучшее, что дало людям христианство. И при этом двигаться вперед.
Источник: Автор