Ч Читайте нас в Telegram
Мозг музыканта функционирует иначе, чем мозг человека, который не играет музыку. Разучивание своих и чужих песен, чтение нот, сочинение и импровизация не только хорошо тренируют память, но и изменяют способы восприятия. Рассказываем, как прослушивание музыки и профессиональное исполнение влияют на работу мозга.
М Музыка действительно пробуждает чувства
Некоторые исследователи утверждают, что мы лишь распознаем эмоции, которые выражает музыка, но она не способна влиять на нас. Однако появляется все больше свидетельств в пользу того, что музыка способна пробуждать чувства. Один из механизмов, задействованных в этом процессе, — ассоциативная память. Люди склонны ассоциировать музыку с обстоятельствами, при которых она звучала: первое свидание, школьный выпускной, корпоратив, ссора или расставание. Также на слушателя могут повлиять жесты и реакции окружающих его людей, включая исполнителей. С этим связаны некоторые акустические характеристики, например интенсивность звука (громкость) или темп. Кроме того, связь музыки и эмоций может определяться культурными особенностями: скажем, в западной музыке существует ассоциация «мажор — веселый, минор — грустный». Из этих факторов складывается индивидуальная эмоциональная реакция на музыку. Подробнее об этом рассказывал психолог Бруно Гинграс из Университета Инсбрука для проекта Serious Science.
М Музыканты легче считывают эмоции других людей
Голландские психологи показали, что профессиональные музыканты не только точнее интерпретируют сочетания визуальных и звуковых стимулов, чем люди без музыкального опыта, но и легче считывают эмоции другого человека по его изображению и звучанию его голоса. В эксперименте участвовали две группы по 16 человек: в одной были профессиональные музыканты, во второй — люди без музыкального опыта или те, кто занимался музыкой меньше двух лет и давно не подходил к инструменту. Испытуемые должны были распознать эмоции человека по фото или записи его голоса. Иногда респондентам давали одновременно фото и запись голоса и просили игнорировать один из источников, при этом иногда изображение и звук совпадали по настроению, а иногда противоречили друг другу. Оказалось, что музыканты оценивают сочетание звука и изображения точнее, чем немузыканты, даже если их просят ориентироваться не на звук, а на изображение. Музыканты верно определяли, какую эмоцию выражает голос, почти в 95% случаев, если фотография совпадала по настроению, и более чем в 85% случаев, если картинка противоречила звуку. Немузыканты отставали примерно на 10% в обеих ситуациях. Когда требовалось определить эмоцию только по слуховому или визуальному источнику, обе группы показывали примерно одинаковые результаты. Ученые объясняют способность музыкантов лучше справляться с конкурирующими и дополняющими друг друга стимулами развитым навыком преобразовывать визуальную информацию (ноты) в звуковую, а также навыком улучшенной обработки звуковой информации, который распространяется и на другие каналы восприятия.
М Музыканты мысленно играют, даже если слушают чужое исполнение
YouTube2:00
Когда музыкант слушает партию своего инструмента, у него активируются сенсомоторные области мозга, контролирующие движение частей тела, участвующих в игре. Это обнаружилиисследователи из Университетского колледжа Лондона в 2018 году. В эксперименте участвовало три группы респондентов: битбоксеры, гитаристы и люди, не занимающиеся музыкой — в общей сложности 60 человек. У музыкантов было в среднем 8–9 лет профессионального опыта. Внутри МРТ-сканера участники прослушивали записи битбокса и гитары, с которыми они не были знакомы. В частности, трек с битбоксом был выпущен одним из соавторов статьи, известным под псевдонимом Reeps One. Ученые заметили, что во время прослушивания у музыкантов, в отличие от немузыкантов, активировались сенсомоторные области, причем это происходило, когда музыканты слышали звучание своего инструмента: у битбоксеров включалась область мозга, контролирующая движение рта, а у гитаристов — область рук. Кроме того, исследователи обратили внимание на повышенную активность в области мозга, которая обычно связана с языковыми задачами со сложными аудиовизуальными связями, такими как чтение. Они пришли к выводу, что длительная практика игры на музыкальных инструментах может регулировать слуховое восприятие.
МРТ-сканирование битбоксинга используется также для изучения механики голосового аппарата. В июле 2018 года ученые из Института Макса Планка показали сканы битбоксера и музыканта, играющего на рожке, во время исполнения. Духовой инструмент был сконструирован специально для исполнения в сканере — музыканту пришлось играть лежа. Исследователи утверждают, что такое применение МРТ особенно интересно для изучения нарушений работы мышц рта у профессиональных музыкантов. А ученые из Университета Южной Калифорнии наблюдают за голосовым аппаратом битбоксеров, чтобы понять, чем отличается механика производства неречевых звуков от речевых и зависит ли способность музыканта к производству определенных звуков от языка, на котором он говорит.
Р Работа мозга зависит от стиля исполнения
Нейробиологи из Института Макса Планка в Лейпциге в 2018 году обнаружили, что активность мозга у джазовых и классических пианистов различается, даже когда они исполняют одно и то же произведение, что затрудняет переключение между стилями. Они попросили 30 профессиональных пианистов, половина из которых специализировалась на джазе, а половина — на классике, повторить последовательность аккордов на фортепиано вслед за беззвучным движением руки на экране. В последовательность были намеренно внесены ошибки — как в аппликатуре, так и в построении аккордов. Музыканты, подключенные к аппарату ЭЭГ, должны были оперативно реагировать на эти неточности.
Способность джазовых музыкантов к импровизации проявилась на уровне мозговой активности: они реагировали на гармонически неожиданный аккорд в стандартной последовательности быстрее, чем классические пианисты. Однако классические пианисты делали гораздо меньше ошибок в имитации последовательностей аккордов.
Исследователи предполагают, что это связано с различными требованиями этих двух стилей к музыкантам, будь то умение интерпретировать классическую пьесу или творчески импровизировать в джазе. Независимо от стиля пианисты сначала прикидывают, что играть — на какие клавиши нажимать, а затем как играть — какие пальцы использовать. Классические пианисты фокусируются на втором шаге, так как для них важно превосходно сыграть произведение с точки зрения техники и выразительности. Выбор аппликатуры имеет для них решающее значение. В свою очередь, джазовые пианисты концентрируются на том, что играть, так как для них важно умение создавать неожиданные гармонические ходы.
Б Безразличие к музыке физиологически обусловлено
Состояние, когда человек воспринимает музыку как последовательность гармоничных звуков, называют музыкальной ангедонией. Исследователи из Университета Барселоны, Монреальского неврологического института и больницы Университета Макгилла обнаружили, что у людей с этим состоянием снижена функциональная связь между регионами коры, ответственными за обработку звуков, и подкорковыми областями, связанными с вознаграждением. Исследователи набрали 45 здоровых участников, которые заполнили анкету, измеряющую их уровень чувствительности к музыке, и разделили их на три группы. Затем испытуемые слушали музыкальные фрагменты внутри МРТ-сканера. Активность мозга при прослушивании музыки сравнивалась с активностью мозга этих же участников при азартной игре на деньги. Выяснилось, что при прослушивании музыки у группы ангедоников снизилась активность прилежащего ядра — ключевой подкорковой структуры системы вознаграждения. Это сокращение не связано с нарушением работы прилежащего ядра, так как этот регион активировался, когда участники эксперимента выигрывали в игре на деньги. Люди с высокой чувствительностью к музыке, наоборот, продемонстрировали устойчивую связь между областями обработки звука и системой вознаграждения.
Источник: https://postnauka.ru/lists/91909
Ч Читайте нас в Telegram
Источник: Автор