Армяне часто спорят о том, каким должен быть настоящий армянин, но почти все армяне уверены, что одним из основных компонентов армянской идентичности является христианство. Тем не менее, сегодня всё больше и больше слышно об армянах-мусульманах и так называемых криптовых или скрытных армянах. На территории Восточной Турции существует целая группа таких армян, известная как амшенцы.
Кто они такие?
Армяне-амшенцы имеют долгую и сложную историю, на протяжении которой они жили в изоляции от основного армянского общества, сталкиваясь с многочисленными притеснениями. Сами амшенцы имеют противоречивые представления о своей идентичности. Некоторые считают себя частью армянского народа, другие же стараются дистанцироваться от армян. Сегодня, по некоторым оценкам, численность амшенцев достигает 150 тысяч человек, они живут в Турции, России и Грузии, а также в некоторых странах Запада.
Исламизация
Исторически амшенцы проживают между Понтийскими горами и Чёрным морем, на территории турецкой провинции Ризе. Под власть турок они попали ещё в конце 1480-х годов. Исторические записи времён Османской империи свидетельствуют, что в 1620-х годах амшенцы в подавляющем большинстве исповедовали христианство. Начиная с 1630-х годов, армянская епархия Амшена пришла в упадок, а одна из первых мечетей в этом регионе была построена в 1640-х годах. Обращение в ислам, по-видимому, происходило постепенно, а не внезапно и сразу. Сильное влияние соседей-мусульман, стремление избежать налогообложения, растущая нетерпимость к немусульманам в период слабости Османской империи, а также анархия, созданная местными феодалами стали причинами исламизации армян Амшена. Ислам укоренился сначала в прибрежных районах, а затем постепенно распространился на высокогорье.
С каждым годом число армянских мусульман в Амшене росло, причём ислам принимался в этом регионе исключительно на добровольной основе. Дело доходило до того, что в некоторых семьях мать могла исповедовать христианство, а отец - ислам; один брат мог принять ислам, а другой оставался христианином. Кроме того увеличивалось количество так называемых крипто-христиан. Эти армяне-амшенцы только внешне обращались в ислам, но в частном порядке продолжали практиковать различные христианские обычаи, даже иногда, посещали церковные службы. Эта категория армян исчезла только лишь в конце XIX века.
Во второй половине XIX века провозглашение османами религиозного равенства в рамках реформы Танзимата привело к тому, что некоторые мусульманские амшенцы попытались вернуться в христианство. Это, в свою очередь, привело к реакции мусульманских проповедников и открытию турецких школ в Амшене. Благодаря миссионерской деятельности турков ислам сумел окончательно укрепиться в этом регионе. К 1870 году, согласно Османской статистике, в Амшене насчитывалось всего 23 армянских христианских семьи, а остальные 1561 семья были мусульманами.
В результате русско-турецкой войны 1877-1878 годов Восточный Амшен был оккупирован русскими войсками. Жители этой части Амшена доказали свою полную приверженность исламу, отказавшись возвращаться к христианству под русским правлением. Лишь малая часть амшенцев решила отказаться от ислама.
В ходе геноцида армян 1915 года многие амшенцы были ошибочно приняты за армян и убиты. Во время русской оккупации Амшена с 1916 по 1918 год не было зафиксировано ни одного случая возвращения к христианству среди исламизированных армян и греков.
Кто виноват?
Часть ответственности за дистанцирование между христианами и исламизированными армянами лежит на самих армянах. Армянская церковь не пыталась активно работать с мусульманами Амшена, возможно, опасаясь проблем с османскими властями. Однако даже в Российской империи армянская церковь не предпринимала попыток обратить в свою веру обращённых армян, а в некоторых случаях фактически создавала новые препятствия на пути тех исламизированных армян, которые хотели вернуться к христианству. В то же время многие армяне считают амшенцев предателями народа и веры и отказываются признавать их частью своего этноса, пока те не вернутся к христианству.