Сабля против штыка в XIX веке: теория и практика » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Сабля против штыка в XIX веке: теория и практика
Сабля против штыка в XIX веке: теория и практика 23:48 Вторник 0 440
24-12-2019, 23:48

Сабля против штыка в XIX веке: теория и практика


Сабля против штыка в XIX веке: теория и практика

После того, как офицер к концу XVIII века лишился эспонтона (колющего древкового оружия), единственным оружием, которым он мог защитить свою жизнь в рукопашном бою, стал длинный клинок - шпага, сабля или шашка. При этом чаще всего в таком бою он мог встретиться не с таким же офицером, а с солдатом, вооруженным ружьем (винтовкой) со штыком. И вероятность такой встречи была настолько высока, что большинство фехтовальных пособий XIX века, посвященных фехтованию на ногах, так или иначе рассматривали технику фехтования саблей против штыка. Более того, ситуация, когда спешенный кавалерист с саблей мог оказаться один на один с пехотинцем, вооруженным ружьем с штыком, рассматривалась и в кавалерийских фехтовальных наставлениях.

Что говорила теория.

Тактику рекомендовали выбирать с учетом преимуществ и недостатков обоих оружий. "Противник, вооруженный штыком, имеет более длинное оружие. Ваше же оружие более управляемо. Поэтому вы должны выбрать тактику, которая позволит использовать это преимущество", писал Дж. Уэйт в своих "Уроках сабли, деревянной сабли, сабли против штыка и
трюки саблей или как использовать рубяще-колющую саблю", изданых в 1881 году. Он же рекомендовал действовать от защиты: "Не стремитесь атаковать слишком часто. Больше полагайтесь на защиту и быстрый ответ. Если уж атакуете, то используйте разнообразные финты. Это дает преимущество более управляемому оружию". От защиты рекомендовалось действовать против штыка и в австрийском кавалерийском пособии 1843 года: "Если кавалерист потерял лошадь, остался на ногах и атакован пехотинцем с ружьем со штыком, то он должен быть готов выполнить защиту бока справа или защиту груди слева от укола штыка и выполнить удар по лицу или руке пехотинца. Лучше держать пехотинца справа от себя, одновременно поворачиваясь к нему правым боком, чтобы уменьшить атакуемую поверхность для укола. Целесообразно также держать наготове левую руку, развернув ее мизинцем к противнику, большим пальцем к себе и прижав ее к животу, для того, чтобы, если сабля не парировала укол, схватить штык или ружье и удержать ее" ("Руководство по фехтованию саблей и кирасирской шпагой прежде всего для обучения кавалерийских частей, наряду с замечаниями о решительной борьбе пешком и на лошади" Зайдлера, шталмейстера королевского учебного эскадрона). Следует отметить, что в ранних фехтовальных пособиях захват ружья противника (с одновременным шагом вперед после парирования) рекомендовался как наиболее эффективный прием: "Мушкет со штыком лучше всего парировать с внешней стороны, поставив клинок как в полуподвешенной защите сильным ударом у трубки штыка. Получившееся позволит вам сделать шаг левой ногой и захватить ствол левой рукой, будучи эффективно примененным этот прием отдаст жизнь вашего противника в ваши руки" (Роуворт Ч. Искусство защиты в пешем порядке с палашом и саблей. 1798). Следует отметить, что фехтовальные мастера не сомневались в том, что клинок способен отвести гораздо более тяжелое оружие. Так, Ф. Бертон утверждал, что "с правильной защитой обычная фехтовальная шпага может отвести укол мушкета со штыком весом в 10 фунтов (4,5 кг - ИО).

Что показывала практика.

На практике же сабля считалась весьма слабой защитой при штыковой атаке. Любопытный пример приводит Р. Зотов в своих воспоминаниях о бое под Полоцком в 1812 году: "Вдруг увидели мы, что они, прекратив огонь, идут на нас в штыки. Эта наглость удивила нас. Полковник в ту же минуту выровнял и сомкнул наш фронт, скомандовал "на руку" и, не выжидая неприятеля, велел дружно и сильнее ударить на него. Раздалось привычное ура! фронт наш двинулся; офицеры отошли за фронт и обходили свои взводы, уговаривая солдат не робеть. На этот раз баварцы не оробели, а с дерзостью шли на нас. Чрез несколько минут оба фронта сошлись и началась рукопашная. Наши солдаты были сильнее, смелее, но неопытнее. В жару свалки они в разных местах расстроили нашу линию, и человек 20 баварцев вдруг прорвались сквозь наш фронт. Офицерская шпага была вовсе не равным оружием противу их штыков. Некто офицер Леонтьев был первой жертвой этого неравенства: несколько штыков в грудь повергли его на землю без чувств. (Он выздоровел впоследствии и говорил, что это было самое неприятное чувство, когда холодный трехгранник лезет в грудь.) Подполковник наш, почтенный 60-летний старик, будучи пред этим ранен картечью в ногу и оставшийся, однако же, во фронте, был сбит с ног ударом приклада в голову. Упав на землю, выругал он баварца сильными русскими словами и лежа защищался еще шпагой от штыков. Все это продолжалось, однако, не более двух минут. Прорвавшиеся баварцы были все переколоты, линия по возможности сомкнута, а минуты чрез две и вся баварская колонна опрокинута" (Зотов Р. Рассказы о походах 1812 года).

О слабой эффективности шпаги против штыка писал и капитан 34-го Восточно-сибирского пехотного полка Л. Соловьев в небольшой брошюре "Указания опыта текущей войны на боевые действия пехоты", составленной на основе обобщения опыта Русско-японской войны (в эту войну штыковые бои были весьма часты и носили, по описаниям наблюдавших, крайне ожесточенный характер): "Офицер вооружен револьвером и шашкой. Револьвер годен только на семь выстрелов, а затем становится безполезен. Заряжать и разряжать револьвер современного образца в минуты, когда дороги секунды, совершенно невозможно. Остается шашка. За нее обыкновенно и берутся при атаке. Отбить же штыковые удары шашкою трудно, а потому во время штыковой схватки офицер плохо защищен, если не успеет схватить винтовку. Но в момент атаки о ней думать некогда. Положение офицера в эти минуты становится еще тяжелее оттого, что и шашкой офицеры владеть не умеют, так как в большинстве случаев шашка служит офицеру только для приемов. Холодным оружием у нас владеют плохо" (Соловьев Л. Указания опыта текущей войны на боевые действия пехоты. Впечатления ротного командира. 1907 г.). Впрочем, следует обратить внимание на то, что капитан отмечает и плохую фехтовальную подготовку русских пехотных офицеров. Можно утверждать, что, указывая на этот факт, Л. Соловьев был абсолютно прав: фехтование на саблях (шашках) среди пехотных офицеров русской армии было развито весьма плохо. При этом главной причиной этого являлось не столько отсутствие пособий или необходимого оружия и снаряжения, а отсутствие желания у господ офицеров. Так, например, если в третьей четверти XIX века фехтованию пешком на клинковом оружии обучали даже рядовых (так, например, в 1863 году командир 4-го Армейского корпуса докладывал Военному министру: "В настоящее время нижних чинов обучают фехтованию на рапирах, эспадронах и вольному бою на штыках"), то к началу ХХ века сабельное фехтование в пехотных частях русской армии развивалось преимущественно энтузиастами, да и итальянская фехтовальная школа, которая представляла собой не столько боевую, сколько спортивно-соревновательную систему, раздел фехтования против штыка не включала.

О штыковых боях в русско-японскую войну глазами иностранцев вы можете прочитать здесь.

О том, как в русской армии пытались ввести штык-нож вместо игольчатого штыка, вы можете прочитать здесь.

О том, как обучали штыковому бою в русской армии в конце XIX века, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии и тактике армий разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!

Источник


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 582 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов