Диск из Небры: звёздный компас бронзового века «Хиршланденский воин» : гальштатский курос бронзового века (части 3,4) » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » » Диск из Небры: звёздный компас бронзового века «Хиршланденский воин» : гальштатский курос бронзового века (части 3,4)
Диск из Небры: звёздный компас бронзового века «Хиршланденский воин» : гальштатский курос бронзового века (части 3,4) 23:48 Вторник 0 415
24-12-2019, 23:48

Диск из Небры: звёздный компас бронзового века «Хиршланденский воин» : гальштатский курос бронзового века (части 3,4)


Диск из Небры: звёздный компас бронзового века (часть 3)

Земля таит просто огромное количество всевозможных артефактов. Буквально тонны камня, бронзы, меди и ржавого железа, не говоря уже об изделиях из золота и серебра. Одной только бронзы уже откопали, наверное, тысячи тонн! Вот, например, посмотрите на фотографию под этим текстом. На ней стена в Археологическом музее в Галле в Саксонии-Анхальт, Галле, в Германии. На стене каменные топоры, найденные только, подчеркнем это, именно в этой германской «земле». А ведь в Германии «земель» еще много, а в Европе много разных стран. И в некоторых их музеях мы здесь, на «ВО», уже побывали и видели, сколько там всего не только на витринах, но и в запасниках.

Диск из Небры: звёздный компас бронзового века «Хиршланденский воин» : гальштатский курос бронзового века (части 3,4)

Находки из Небры. Государственный музей древней истории, Галле

Так что смешно говорить о том, что все это зарыто в землю специально (причем на разную глубину!), чтобы доказать… что? Что доказывают сотни тонн бронзовых серпов или кинжалов, разных форм, с разным составом металла, которые находят с разными костями, бусами и древесными останками?


Каменные топоры на стене Археологического музея в Галле.

Ну, а это бронзовые шлемы в запаснике Археологического музея в Афинах. Хватит на целый отряд гоплитов. Причем таких музеев (и запасников) в Греции, на Крите и на Кипре – десятки!

То есть археологи имеют дело с потрясающим объемом рутины. И вся эту рутина говорит лишь об одном. В прошлом в разное время жили люди. Совсем внизу их орудия труда и оружие из камня, но иногда все это находят наверху. В особенности на речных откосах, где вода их вымывает из грунта. Потом идет медь, за ней мышьяковистые и сурмистые бронзы, затем оловянистые, потом железо. И ни разу не наоборот! А вот золото (ох уж это вожделенное золото!) попадается во всех горизонтах, кроме горизонтов каменного века.


Серпы, топоры и тесла, а также золотая пластина из Археологического музея в Хемнице, тоже в Германии.


Литейная форма. И она подходит к серпам из погребений, находки из которых экспонируются в музее в Хемнице.

Впрочем, рутина – рутиной, но иногда археологам попадаются очень оригинальные находки, ну просто очень. Можно сказать, уникальные! И к тому же находят их очень часто случайно. О многих таких находках – «болотных людях», древних богатых шлемах, скульптурах на дне моря, мы здесь уже рассказывали. Сегодня мы познакомимся с еще одной прямо-таки уникальной находкой – «Небесным диском из Небры».


«Небесный диск из Небры», ок. XVII в. до н. э. (Государственный музей древней истории, Галле)

Что это такое: «Небесный диск из Небры»? А это бронзовый диск, диаметр которого равен 30 см. Поверхность его покрыта патиной аквамаринового цвета, а еще на нем есть вставки из золота, которые изображают Солнце, Луну и 32 звезды, и в их числе почему-то есть скопление Плеяд. И с художественной, и с археологической точек зрения эта находка просто уникум. Принято относить этот артефакт к унетицкой культуре, существовавшей в Центральной Европе по данным радиоуглеродного анализа около 1700—1300 гг. до н. э. Сегодня, однако, благодаря данным дендрохронологических исследований, эта датировка несколько удревлена: 2300—1600 гг до н. э. Назвали ее так в честь могильника Унетице неподалеку от Праги, раскопанного еще в 1880 году. В погребениях ее встречаются янтарные бусы, каменные сверленые топоры, затем топоры из бронзы, наконечники стрел, кинжалы, грузила для ткацких станков, а также… чаши из черепов! И вот теперь нашелся еще и такой артефакт, как этот диск.


Находка диска для первого десятилетия XXI века стало археологической сенсацией и вызвало множество ожесточенных споров среди ученых. Дело в том, что появился он не в результате раскопок, а как «товар» черного рынка в 2001 году. Но по немецким законам все археологические находки представляют собой собственность государства. Поэтому швейцарская полиция в ходе специальной операции в Базеле арестовала продавцов диска. Находку передали в археологический музей при университете Мартина Лютера в городе Галле, а охотников за древними артефактами отправили в тюрьму.


Здание Государственного музея древней истории в Галле.

Сначала находку восприняли довольно скептически, причем в особенности в Германии, где этот диск посчитали подделкой. Например, Петер Шауер из Регенсбургского университета высказался о ней так: «Если вы помочитесь на кусок бронзы и закопаете его на пару недель, то получите точно такую же патину». Но затем была проведена микрофотография коррозионных кристаллов и вот она-то как раз и подтвердила древность находки, так что сегодня у большинства специалистов сомнений в подлинности диска не возникает.

На суде продавцы артефакта сообщили, что он был ими найден в 1999 году при помощи металлоискателя в местечке под названием Небра (земля Саксония-Анхальт, в 60 км на запад от Лейпцига). В этом же захоронении они обнаружили два бронзовых меча, два топора, бронзовое долото, а также фрагменты браслетов в форме спиралей. Археологи тут же отправились в указанное ими место, начали там копать и нашли следы бронзы. Они выяснили, что и почва с места раскопок точно соответствует по составу той, что нашли на диске. Так что и с этой стороны его подлинность была подтверждена. Рентгеноспектральный анализ материалов диска показал следующее: медь, из которой он был изготовлен, была добыта в Штирии, а золото добыли в Карпатах.

Интересно, что диск нашли на месте, где было найдено около тысячи древних погребений еще с эпохи неолита. Интересно, что место, где нашли диск, находилось на вершине 252-метрового холма, причем в древности ее окружала ограда. Археологи внимательно изучили и само это место, и окрестности и выяснили, что данное городище было устроено так, что при каждом солнцестоянии Солнце садилось прямо за самой высокой точкой ближайшей горной гряды. Это дало основание связать артефакт с доисторическими «обсерваториями», такими, как Стоунхендж и значительно более древний Гозекский круг, находящийся неподалеку.

Очень возможно, что этот диск применялся для измерения угла между точками восхода и захода Солнца как раз во время солнцестояний. И если это действительно так, то перед нами не что иное, как древнейшее переносное устройство для подобных измерений. О том, что этот диск имел функцию астрономического устройства, говорит и добавление с правого и левого края дугообразных пластин, сделанных из золота другого состава, нежели знаки Солнца, Луны и звёзд. Дуги эти описывают угол в 82 градуса, что равно углу между положением Солнца на широте Небры во время летнего и зимнего солнцестояния. Дело в том, что две звезды оказались под этими дугами, а одну звезду перенесли в сторону. И хотя левая пластина сегодня утрачена, можно сделать вывод, что этот «прибор» сначала имел одну «базовую комплектацию», а затем его «настроили» именно под то место, где затем его нашли!

На нижней части диска прикреплена еще одна золотая вставка, относительно предназначения которой пока что ясности нет. Считается, что это «солнечная лодка», а поперечные царапины на ней – это весла), и что она символизирует либо Млечный Путь, либо радугу. По окружности диска просверлено еще 39—40 отверстий. Диаметр каждого из них около 3 мм каждое, и зачем они были нужны тоже не ясно.

«Диск из Небры» стал причиной нескольких судебных дел, прежде всего связанных с тем, что земля Саксония-Анхальт зарегистрировала его изображение в качестве… своей торговой марки! В 2003 году государство выиграло процесс против города Кверфурта, который также стал использовать на своих сувенирах изображение диска. В 2006 году последовало еще одно разбирательство, связанное с тем, что диск попал на обложки книг издательских домов Piper и Heyne.


Здание центра в Нербе, непосредственно на месте находки.


Его ни с чем не спутать! И мимо него трудно проехать, не заглянув внутрь.

Представители ответчика заявляли, что первая «публикация диска» имела место 3500 лет назад, в силу чего оно естественным образом является общественным достоянием, то есть «паблик домайн», и потому может использоваться свободным образом. Представители властей напротив указывали на то, что первая публикация данного артефакта произошла в 2002 году, то есть его изображения по закону об авторском праве принадлежат государству в течение 25 лет, то есть до 2027 года. В общем, погрязла эта находка в судах. Тем не менее, с октября 2004 по февраль 2007 гг. этот диск вместе с «Повозкой из Трундхольма» и еще 1600 артефактами бронзового века стал участником впечатляющей выставки «Кованые небеса», экспонировавшейся в Галле, Копенгагене, Вене, Мангейме и Базеле. Сейчас диск находится в музее в Галле, но в июне 2007 года в Небре ради привлечения туристов открыли еще и ультрасовременный мультимедийный центр, целиком посвященный этому уникальному предмету далекого прошлого.

«Хиршланденский воин»: гальштатский курос бронзового века (часть 4)

Мы продолжаем знакомить читателей «ВО» с культурой бронзового века, оставившего после себя внушительные памятники как в количественном, так и в качественном отношении. По сути это была вторая эпоха глобализации, когда после каменного века им на новой основе обмена металлами (до этого обменивались камнем и костью) были установлены культурные связи между землями, лежавшими за тысячи километров друг от друга.

Люди обходились без письменности или она у них только-только зарождалась, но они уже имели понятие об астрономии (тот же «диск из Небры») и умели строить монументальные сооружения из камня. Начали они создавать и каменные скульптуры размером в человеческий рост, в которых увековечивали память о своих соплеменниках-современниках. Одна из таких статуй, вырубленная из песчаника фигура нагого воина, была найдена археологами в 1962 году в ходе раскопок Хиршланденского могильника в Дитцингене, принадлежавшего к гальштатской культуре. Датируется он VI в. до н. э. и представляет собой совершенно уникальный памятник, так как ранние статуи высотой в человеческий рост к северу от Альп историкам неизвестны. Экспонируется эта находка в Старом Штутгартском замке (по-немецки Altes Schloss), где сегодня расположен Государственный музей Вюртемберга.



«Хиршланденский воин» – скульптура, установленная на месте ее находки, и само место Хиршланденского могильника.

Статуя стоящего человека была найдена в ходе раскопок 1962 года в Хиршландене, недалеко от Людвигсбурга и примерно в пяти километрах к югу от Хохдорфа. Статуя была обнаружена лежащей прямо за низкой каменной стеной, окружавшей холм в два метра в высоту и не меньше двадцати метров в диаметре. Эрозия почты и выровняла часть кургана, но ученым удалось раскопать шестнадцать погребений конца VI — начала V века до н.э., или конца эпохи Гальштата. Результаты раскопок были опубликованы в 1975 году, причем внимание ученых было почти полностью сосредоточено на найденной фигуре «воина».


Здание Государственного музея Вюртемберга.

Изготовленная из местного песчаника, который добывается всего в семи километрах от места нахождения в местности Штубен, статуя очень сильно выветрилась, что говорит о том, что она долгое время находилась на открытом воздухе. Нижние части ног были найдены отдельно от тела и прикреплены к фигуре в музее. В результате высота фигуры оказалась около полутора метров. Композиционно фигура очень проста, причем здоровенные икры и бедра кажутся нелогичными и непропорциональными по отношению к относительно тонкой верхней части тела с крошечной головой, что является настоящей загадкой для историков искусства, которые не понимают, почему было сделано именно так. Ведь в мастерстве древнему скульптору явно не откажешь. Костистые плечи вытянуты вверх и вперед и подчеркнуты резко очерченными треугольными лопатками. В результате передняя часть торса очень плоская и похожа на плиту. Тощие руки крепко прижаты к телу. Однако они не скрещены и не вытянуты вдоль него. Маленькая голова слегка наклонена назад; сохранность лица довольно плохая, так что о его чертах говорить очень сложно. Несомненны две вещи. Перед нами мужчина и он вооружен.


Фигура на месте раскопок.

Скульптуру называют и «стела», и «кригерстеле» (стела воина), и «куро-кельтос» или «кельтский курос». Это, конечно, не «стела» в традиционной форме древней греческой надгробной плиты, поскольку она не имеет позади нее прямоугольной плиты. Интерпретация статуи, как воина, предложена в связи с тем, что на поясе у него характерного вида кинжал с антенной рукояткой. Первоначально коническая шляпа была объявлена шлемом, но с момента открытия шляпы из бересты в захоронении Хохдорфа, считается, что воин Хиршланден носит аналогичную шляпу. Вокруг его талии две тонкие полосы, а вокруг шеи что-то вроде толстой гривны.


Фотография, сделанная на месте раскопок. Таким его нашли.

Теперь давайте попробуем ответить на вопрос, а что это может быть? Обычай устанавливать погребальные камни по обету или с какой-либо похожей целью был довольно распространен в Европе железного века. Северная Италия имела очень давнюю доисторическую традицию вырезания каменных плит с более или менее стилизованными человеческими чертами. Например, в Филе в северной Тоскане нашли каменную плиту, датируемую VI веком до нашей эры с изображением вооруженной фигуры; верхняя часть тела отделена от нижней части двумя гребнями, подобными поясу, который носит воин Хиршландена. Ноги представлены в профиль в мелком рельефе. На правой стороне плиты вырезан кинжал с рукояткой в виде антенны типа Гальштата.


Такой у него вид сзади.

Область вокруг Штутгарта особенно богата Гальштатскими и Ла-Тенскими стелами. Есть стела из Линделе, эпохи Гальштата, есть находка из Штаммхайма высотой 162 м. Но нет сомнений в том, что «воин Хиршланден» гораздо более… «скульптурен», чем эти плиты. То есть налицо генезис подобных стел или погребальных скульптур.


Многие кельтские стелы и каменные скульптуры были найдены в курганах или около них, что позволяет предположить, что они первоначально стояли на вершине кургана, как и наши «половецкие бабы». По мнению ряда ученых, эта идея пришла в Европу из Греции, А некоторые так и говорят, что «не может быть никаких сомнений в том, что идея увенчать могильный курган каменным портретом умершего, наконец, возникла из греческого мира идей». Приписывание кельтского культурного феномена влиянию греков лежит в плоскости давней диффузионистской традиции; однако, есть целый ряд «но». Во-первых, архаичные греки не хоронили своих мертвецов в курганах; во-вторых, мраморные статуи – куросы и коры, изображавшие обнаженных мужчин и одетых женщин, чаще встречаются в святилищах, а их «портретный» характер до сих является предметом дискуссии.


«На лицо ужасные, добрые внутри» — это явно про нашего гальштадца. «А еще и в шляпе!» — типичный древний интеллигент.

Обозначение «куро-кельтос» было дано воину, потому что его огромные ноги кажутся непропорционально мускулистыми по сравнению с остальной частью фигуры, и действительно напоминает искусствоведам о греческих куросах, статуях юношей, помещенных на могилах или в храмах. На этом основании ряд немецких ученых предполагают, что скульптор был либо греком, либо обучался к югу от Альп в древней греческой традиции. В различных сценариях либо греческий скульптор отвечал только за нижнюю часть статуи, в то время как местный мастер вырезал верхнюю часть, либо вся статуя была работой скульптора, обученного в обеих традициях, как местной, так и греческой.

Если считать, что более важной частью фигуры является верхняя половина, а это так по логике вещей, и если греческий стиль ценился выше, чем местный, то становится непонятным почему греческий скульптор должен был вырезать наименее значительную ее часть. Опять же, если был только один скульптор, разбирающийся в греческой технике, то почему он не вырезал верхнюю часть фигуры в греческом стиле? То есть не сделал более или менее типичного куроса?

Нашлось и этому объяснение. Некоторые ученые предположили, что вся скульптура была первоначально вырезана именно как греческий курос. Затем он был поврежден или по какой-то другой причине восстановлен уже местным скульптором, работавшим в традициях кельтских стел.


Вот что будет, если совместить «воина» и куроса.

Но если наложить фигуру «воина Хиршландена» на одного из известных нам куросов, то… ничего из этого не выйдет. Фигуры не совпадают, так что утверждать, что «воин» был сделан из куроса, все-таки нельзя. Статуя была, вероятно, установлена на кургане около 500 г. до н.э. А раз это так, то опять же непонятно, как и почему греческий курос в натуральную величину был вырезан из местного камня, достаточно долго где-то хранился (поскольку «эпоха куросов» в древнегреческом искусстве продолжалась ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.), а затем почему-то был переделан для вторичного использования. Да и вообще практически все куросы хотя бы на полвека, но старше «воина Хиршландена». А если и не старше, то совсем на него не похожи.


Мраморный курос с острова Кипр, 500 – 475 гг. до н.э. (Британский музей) Как видите, пропорции у него совершенно другие!


Курос из Птуна, Беотия, ок. 530 – 520 гг. до н.э. Высота 1,60 м. (Национальный музей, Афины)

То есть, в общем-то, очевидно, что «воин Хиршланден» не был вырезан из греческого куроса. Не было и греческого скульптора. Достижения греческой культуры не находят подтверждения в скульптуре из Хиршландена; нет ничего похожего в пропорциях, позиции, масштабе, материале или моделировании поверхности, что указывало на какое-либо влияние со стороны Греции. Один только факт, что пространство между ногами свободно, а ноги хорошо проработаны, не является достаточным для доказательства греческого происхождения данной фигуры.


Правда, вот у этого куроса ноги… это действительно ноги! (Археологический музей, Афины)

В общем, «воин Хиршланден» — это весьма увлекательная и загадочная местная работа. И она вряд ли служит доказательством эллинизации поздних кельтов культуры Гальштата. Там хватало и своей самобытности. Хотя… кто знает, может быть какой-нибудь древний кельт и побывал в архаической Греции, пленился тамошними куросами, а затем, вернувшись, описал то, что он видел знакомому мастеру-каменотесу, и тот вырубил из местного камня то, что он смог представить по его рассказу. Ну, а про положение рук этот древний путешественник просто ему ничего не сказал…

К счастью, грекам ничего не надо доказывать и сомнительных гипотез они не выдвигают. А то могли бы и сказать: «Вся европейская скульптора произошла от наших куросов и доказательство тому – «воин Хиршланден»! Автор: Вячеслав Шпаковский Статьи из этой серии: Земля за океаном. Хоупвелл: цивилизация торговцев медно-каменного века (часть 2)
Земля за океаном. Кловис: древнейшая культура первобытной Америки (часть 1)     https://topwar.ru/152779-disk-iz-nebry-zvezdnyj-kompas-bronzovogo-veka-chast-3.html     https://topwar.ru/153483-hirshlandenskij-voin-galshtatskij-kuros-bronzovogo-veka-chast-4.html


Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи 11:59 Воскресенье 0 2 579 Почему на Камчатке живут самые общительные в мире медведи А вы знали, почему никогда нельзя кормить диких медведей? Единожды попробовав человеческую еду, они становятся одержимы ею. АННА СОРОКИНА Игорь Шпиленок - один из самых известных в мире фотографов