Песнь о Беовульфе
Недавно учёные разгадали одну из тайн эпоса, доказав, что он написан одним автором. Тем не менее многие сюжеты поэмы остаются загадкой для читателей.
мифологии и сказок. Средневековые люди воспринимали подобные рассказы не как фантастику, а как нечто реальное и осязаемое. Ленивый и безамбициозный герой обрёл силу тридцати человек только когда повзрослел — это опять же яркая эпическая фигура. Испытания доблести, нарушение запретов, словесные конфликты с противником тоже подчёркивают «народность» поэмы. Украшение в виде дракона. Источник: pinterest.com
Христианская этика не обошла стороной содержание «Беовульфа». К примеру, часто упоминаемая Судьба является в то же время и автономной силой, и орудием Всевышнего. Есть и отсылки к библейским историям, но языческие добродетели органично вплетены в канву поэмы и не выглядят при этом «вставными зубами».
Англия VII-VIII столетий ещё не до конца оставила традиции германских предков. В людском сознании изменения происходят довольно долго. И в «Беовульфе» автор пытался донести понятным языком обывателю хотя бы малую толику христианских идеалов.
Грендель. Источник: wikipedia.orgПонимание добра и зла в поэме — хорошее поле для синтеза языческой и христианской традиций. Светлым залам Хеорота с медовыми пирами и веселыми песнями противопоставляются тёмные скалы, пещеры и мрачные болота. День — время празднеств и радости, ночь — коварства и зла. Грендель — изгой, маргинал, «потомок Каина», обреченный на вечные муки. Он подобен дьяволу.
Произведение изобилует упоминаниями «повелителя мира», «могучего бога». Доносить богословское учение до простого люда той эпохи было крайне сложно и во многом бесполезно. А вот ветхозаветные истории были неплохо адаптированы в тексте героического эпоса.
Рукопись поэмы «Беовульф». Источник: wikipedia.orgИ тем не менее, удача в бою, добыча богатств, славы и доблести, проявление верности и принятие испытаний судьбы — темы, которые подчёркивают эпический характер произведения, сочетающего в себе раннехристианские и германские традиции.
А старина Толкин был прав…
Исследователи европейских раннесредневековых памятников литературы проделали огромную работу над поисками корней «Беовульфа» и трактовки основных сюжетов. Центральным вопросом, волновавшим специалистов, долгое время оставалась проблема целостности произведения. Ещё с XIX века считалось, что «Беовульф» составлен из 4 частей и записан разными авторами. В пользу этой точки зрения говорила масса отсылок в тексте к более ранним событиям и труды монахов в скрипториях, которые исправляли друг за другом ошибки в рукописи.
Джон Рональд Руэл Толкин. Источник: weeklystandard.comНо первым кто предположил, что поэма принадлежит авторству одного человека был знаменитый английский писатель и выдающийся учёный Джон Рональд Руэл Толкин. В своём эссе «Беовульф: Чудовища и Критики», лингвист увидел стройное сплетение христианских и языческих традиций. Анализ этого текста во многом помог писателю в его литературной карьере. Мы можем найти огромное количество отсылок к англосаксонской эпопее в произведениях главного автора «высокого фэнтези». Шквал критики отбросил небезосновательное предположение Толкина, и жаркая дискуссия продолжилась. Тем не менее, со временем учёные стали сопоставлять английские раннесредневековые тексты и продолжать поиски любопытных закономерностей. Многолетний спор довёл науку до новых путей нахождения истины.
Алексей МедведьИсточники
The Monsters and the Critics, and Other Essays (1983). J.R.R. Tolkien and Christopher Tolkien. George Allen and Unwin.
Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. — М. : Художественная литература, 1975.
Гуревич А.Я. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. — М. : Художественная литература, 1975.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990
Изображение анонса и лида: Pinterest https://diletant.media/articles/45245869/