История евреев в Армении насчитывает более 2000 лет. Существуют исторические свидетельства, свидетельствующие о присутствии евреев в языческой Армении еще до распространения христианства святым Григорием Просветителем.
Средневековые армянские историки, такие как Моисей Хоренаци, утверждали, что во время завоевания армянского царя Тиграна Великого (95-55 гг. до н. э.), когда он отступил из Иудеи из-за нападения римлян на Армению (69 г. до н. э.). Тигран Мец привел с собой в Армению 10 000 евреев.
В 1912 году археолог Николай Марр объявил об обнаружении в 1910 году надгробного камня в деревне Егегис, на котором две тысячи лет назад была сделана надпись на иврите. В 1996 году в Егегисе были обнаружены останки средневекового еврейского кладбища, принадлежавшего ранее неизвестной иудейской общине.
Большое еврейское население появилось в Армении с 1-го века до нашей эры. В частности, один город, Варткесаван, именно благодаря еврейским купцам стал важным торговым центром. Таким образом, была создана еврейская община Армении.
Как и все остальное население Армении, евреи страдали от попыток неприятеля разделить и завоевать страну. В 4 веке н. э., после завоевания Армении Сасанидским царем Шапуром II, он депортировал тысячи еврейских семей из Армении и переселил их в Исфахан.
В 1828 году восточная Армения (ныне Республика Армения) была присоединена к Российской империи по Туркманчайскому мирному договору. На армянскую землю стали прибывать польские и иранские евреи.
По данным переписи населения Российской Империи 1897 года, в Александрополе (Гюмри) насчитывалось около 415 человек] и 204 в Ереване, чей родной язык был "еврейским", а в других местах значительно меньше: 6 в Вагаршапате, 15 в Ново-Баязете.
Что касается Западной Армении (Турецкой Армении), то по официальным данным Османской империи с 1914 года в "шести вилайетах", имевших значительное армянское население, проживало 3822 еврея.
После Великой Отечественной войны еврейское население Армении возросло примерно до 10 тысяч человек. Однако с распадом Советского Союза многие из них уехали на родину. С 1992 по 1994 год более 6000 евреев иммигрировали в Израиль из-за политической изоляции Армении.
Сегодня еврейское население страны сократилось примерно до 750 человек, главным образом в столице Армении Ереване. Они в основном ашкеназского происхождения. Еврейскую общину в Ереване возглавляет главный раввин Гершон Бурштейн, а социально-политические вопросы находятся в ведении Еврейского совета Армении.
Президент еврейской общины Армении Римма Варжапетян-Феллер говорит, что" еврейская община чувствует себя защищенной в Армении, и власти уважают ее права, культуру и традиции".
- В Армении нет и никогда не было антисемитизма, и у нас хорошие отношения с армянами, - полагает Римма. - Армянский и еврейский народы пережили одинаковые тяжелые исторические моменты, и потому отлично понимают друг друга... Конечно, у сообщества есть определенные проблемы, которые проистекают из общей ситуации в стране.
Интересно, что рассказ посла Моргентау (1918), один из главных документов, осуждающих геноцид армян, был написан Генри Моргентау-старшим, американским евреем. Точно так же и бессмертный роман "Сорок дней Муса-Дага" (1933), один из самых известных романов об армянском геноциде, был создан австрийским евреем Францем Верфелем.
Источник