Философ Иммануил Кант не соглашался с классическими доказательствами Бога, которые предлагал Фома Аквинский. Поэтому Кант опроверг эти доказательства. Как он это сделал?
Кант не был атеистом. Но он считал, что существующие доказательства Бога абсурдны и нелогичны. По его мнению, нельзя доказать существование Бога с помощью теоретических (гр. слово "теория" - рассмотрение) доказательств, потому что Бог - трансцендентен, его нельзя постичь, он находится за пределами нашего разума.
Перейду к опровержениям.
1. Опровержение онтологического доказательства "от степеней совершенства".
Рациональная теология Фомы утверждает:
Бог - всесовершенное существо. Среди наблюдаемых вещей мы видим, что есть вещи более или менее истинные, совершенные, благородные. Судить о том, что является более-менее совершенным мы можем лишь на фоне "всесовершенства". Этим всесовершенством является Бог.
Но что такое совершенство в нашем понимании? Представление о совершенстве основывается на чувственном опыте человека, а не исходит из понятия о "всесовершенном Боге". К тому же само понятие еще не означает, что предмет этого понятия реален.
2. Опровержение космогонических доказательств
У Фомы Аквинского целых три (представленных ниже) доказательства бытия Бога можно назвать одним понятием: космогоническим доказательством.
2) Доказательство через движение.
В мире всё движется, следовательно, должен быть какой-то перводвигатель, от которого всё началось. Этим перводвигателем является Бог.
3) Доказательство через производящую причину.
В мире всё имеет причину. За каждой причиной идет следствие. Нельзя допустить, что мир имеет бесконечную цепочку причинно-следственных связей, потому что получится, что первой причины нет, а значит, нет и следствия. Следовательно, должна быть первопричина. Этой первопричиной является Бог.
4) Доказательство через необходимость.
Вещи необходимо существуют по причине других вещей, но должно быть что-то, что существует с необходимостью само-по-себе. Чьё существование необходимо лишь благодаря самому себе, и это же необходимое является причиной всех вещей. Этой необходимостью является Бог.
Опровержение. По Канту эти доказательства не убедительны, потому что они также, как и первое доказательство, сводятся к понятиям самим по себе (понятия необходимости, первопричины и перводвигателя), отстраненных от чувственного опыта, чего просто быть не может.
4. Опровержение телеологического доказательства бытия Бога.
Фома Аквинский приводит доказательство через "целевую причину". В мире всё имеет цель. Целевые причины принадлежат всем вещам. Но природа этих вещей не могла сама по себе создать эти целевые причины, ведь они лишены познавательной способности. Следовательно, должно быть нечто, что создает эти цели, нечто, что является конечной целью всех вещей. Этой конечной целью является Бог.
Опровержение. Кант поясняет, что доказывать Бога через представление о некой "высшей цели" также нелогично, потому что представление о "высшей цели" - продукт нашего разума. Чтобы доказать эту "высшую цель", мы должны обнаружить её эмпирическим путем - посредством чувственного опыта. А это невозможно.
Тем не менее, Кант не говорит, что Бога нет. Кант не был атеистом, как многие его коллеги. Поэтому взамен пяти "архаичным" доказательствам Бога, Кант предлагает своё доказательство - нравственное.
Если вам будет интересно, в чем заключается это доказательство, то я обязательно сделаю отдельную публикацию. Пишите в комментариях.
Источник