Раньше...
Раньше я вел Дневник, и чем чаще в него заглядывал - тем больше убеждал себя, что передо мной зеркало. Как-то утром даже их перепутал (ухмылялся потом), и дневник с того дня стал зеркалом. Подглядывал за мной, подгонял, заставлял собирать мыслишки в кучку, чтоб они не разбежались. И повторял из Вяч.Иванова: «Я - на дне своих зеркал. Я – пред ликом чародея…» .
Глядя в зеркало-дневник, ощупывая бороду после стрижки, мне отчаянно хотелось сохранить свое лицо на этом зеркале. Что за блажь? Зачем? Кому нужны мои записи?
Ответ нашелся. Через сотни лет в этот потрепанный блокнот заглянет веснушчатое лицо моего правнука. Мы будем нереальны, а блокнот раскроет нашу реальность, из глубины веков, тому мальчику будущего... Нужно только изложить на бумаге свою историю.
Настал момент, когда мои предположения о будущем Дневника нашли оправдание...
Случайно в моих руках появилась книга, написанная на свитках эмакимоно, в конце 10 века нашей эры. Сэй-Сёнагон «Записки у изголовья».
Читатель тоже определит ее в изголовье. Не иначе, ведь женщина из раннего Средневековья раскрывает перед тобой свою душу, - пишет так, что человек открывший Дневник немедленно ощутит: фрейлина императрицы разговаривает с ним, именно с ним, человеком электронных технологий.
В Дневнике передо мной предстает автор, по силе отваги и откровения опередивший свою эпоху на столетия... Не случайно десятки романов, написанных женщинами японского раннего средневековья с увлекательной фабулой, оставили после себя лишь названия. А эти записки - на вес золота.
Она знала, что творчество и его восприятие как две половинки целого,- такова японская эстетика.
Все сцены во дворце в Киото реальны, а герои - это исторические личности, причем в неприглядном свете. Она высмеивает их поступки. Придворная дама не указывает свою фамилию Киёвара, но подписывает Дневник своим дворцовым прозвищем (где Сёнагон означает низший чин в иерархии), и хранит записки у себя в изголовье кровати, рискуя быть разоблаченной и жестоко наказанной. Ради чего она это делает?
Мы не найдем ее фамилию, нет упоминаний ее мужчин и детей, не найдем и ее лица, хотя она из знатной семьи, ее отец - поэт. Ее портрет мы увидим только со спины?
В душе ее идет борьба. И она продолжается сегодня: здесь и сейчас.
Только и могу сказать: жаль, что книга моя увидела свет, - Сэй-Сёнагон
Дневник фрейлины японской императрицы Тэйси возник при очень странных обстоятельствах.
Вот как описаны они в Послесловии книги.
- Что мне делать с ними? -недоумевала государыня. - Для государя
уже целиком скопировали "Исторические записки".
- А мне бы они пригодились для моих сокровенных записок у изголовья,
- сказала я.
- Хорошо, бери их себе, - милостиво согласилась императрица.
Так я получила в дар целую гору превосходной бумаги. Казалось, ей конца не будет, и я писала на ней, пока не извела последний листок, о том, о сем, - словом, обо всем на свете, иногда даже о совершенных пустяках».
Это Дневник откровений обо всем.
О том, что красиво (скажем, ребенок, который ест землянику) и что вызывает чувство брезгливости (женщина, дурная собой).
О том, кто с кем в любовных связях, и о том, что «покидая на рассвете возлюбленную, мужчина не должен слишком заботиться о своем наряде. Не беда, если он небрежно завяжет шнурок от шапки, если прическа и одежда будут у него в беспорядке, пусть даже кафтан сидит на нем косо и криво…».
От дворцовой хроники до величественных явлений природы - все оказывалось на кончике ее кисти, ироничной кисти.
Она иронично напишет:
Она признается о книге:
Но главное, Сэй-Сёнагон станет свидетельницей того, как 14-летняя Тэйси - дочь канцлера Мититака была отдана замуж за 10-летнего императора Итидзё. Ее отец вскоре скончался - началась борьба за власть между сыновьями. Один из них - Корэтика, был застигнут в покоях сестры-императрицы - и звезда Тэйси закатилась.
Императрицу постригли в монахини, дворец сожгли, но император не отпускал, и она - образ отверженной красоты, будет жить в служебных постройках, пока ее, совсем еще юную, не настигнет смерть, при родах в 1000 году. У нее останется трое малолетних детей.
Сэй-Сёнагон пишет. Символы, как и в китайской манере письма идут сверху вниз, раскрывая чудесный образ жизни японского императорского двора, но еще и образ луны в призрачной дымке, и образ любимой кошки императора. Кисть филигранно выводит символы (достояние вечности), и не выводит знаки препинания (они не использовались в письменности того времени).
Потом она исчезнет из Дворца, навсегда. Но наша средневековая "хулиганка" успеет совершить свою главную провокацию:
Она конечно разыграла эту сцену как по нотам, и с тем человеком, который более всего претендовал на достижение поставленной ею цели.
"Книга пошла по рукам", - чтобы в дальнейшем и по векам...
Как познать ту, которая скрывалась под прозвищем Сэй-Сёнагон?
В минуты усталости, тревог и беспокойств текст раздумий фрейлины императрицы из Средневековья, цвет книжной обложки в оранжевых пастельных тонах, шуршание офсетной бумаги страниц, рисунки черного цвета изящной кистью... - все это будет ублажать любого обладателя книги.
Эта книга не может приесться.
...Только читать ее, как и слушать музыку, нужно ночью, когда в японском садике журчит вода, и когда не видны лица людей.
-Твой блокнот, Сэй-Сёнагон, - это пещера, где ты прячешь свои амбиции и желания, где прячешь слова, которые не сказала и чувства, в которых не призналась. Этот Дневник о том, что ты хотела сказать, но не скажешь никогда.
Я понимаю, к чему твои слова:
-Ты Пещера, Сэй-Сёнагон, твои зубы-сталактиты. В тебе брызжут потоки воды. Нырнуть в тебя? Пещерное озеро глубокое, дна не достигну, но хочу, - ты заигрываешь с читателем, живущим через тысячу лет, увлекаешь, водишь его за нос, ты так много скрываешь желаний.
Я не прощаюсь с придворной дамой и изумительным писателем Сэй-Сёнагон, пока она не взмолится об этом
Источники утверждают: она покинула дворец в конце 1000 года, сразу после смерти ее любимой императрицы. Есть предположение: запись в Дневнике о "Саде возле обветшалого дома" - это запись о том самом ветхом жилище, куда она вынуждена была удалиться на склоне лет, но это только предположение. Она скрылась от нас на века. Поэтому мы вынуждены тихо оставить ее в прекрасном времени ожидания событий второго тысячелетия нашей эры.
Пишите. Подписывайтесь на канал. И заходите в гости!
Источник