Тень, юнгианский архетип, - это такой большой, бездонный чулан. Дальний угол сознания/души/мозга/what have you. В нем всегда темно, всегда адский бардак и всегда овердофига напихано. На всем этом лежит толстенный слой вековой пыли, что-то покрыто паутиной, а где-то и вовсе разноцветные пауки размером кулак бегают и мух ловят. У кого-то там даже мыши/домовые/отдельные люди заводятся. А потом начинаются слуховые и/или визуальные галлюцинации.
Стены у чулана бывают разные - могут быть просто из фанеры, как навес для машины на даче, а могут быть бетонными, трехметровой толщины, и сверху еще чем-то металлическим на манер саркофага облицованными. Чтоб даже не фонило напоминаниями о том, что там внутри.
Хотя самое примечательное в этом чулане - это дверь. У кого-то это просто ширма, у кого-то обычная дверь, у кого-то железная с массивным амбарным замком, а у кого-то и вовсе стальная банковская дверь толщиной с человека, закрывающаяся на миллион замков, чтобы точно ничего из чулана наружу не прорвалось. И никто извне внутрь не залез.
Заглядывают в Тень редко. Обычно для того, чтобы в сей чулан что-нибудь еще запихнуть. И тут же сбежать.
А запихивают все подряд - от неприятных воспоминаний и чувств до нежелательных черт характера и особенностей поведения. Чем плотнее забит чулан, тем белее пресловутое “белое пальто”. В особо запущенных случаях чулан и вовсе пытаются от себя отхреначить, потому что синдром святости не оставляет ни пяди свободной земли для самой обыкновенной человеческой неидеальности.
Разбирать содержимое Тени боятся, потому что - “А вдруг я там что-то ужасное найду?”.
Хотя что ужасного можно там реально найти? Упрямство, которое порицается авторитетными фигурами, потому что оно сильно усложняет процесс контроля человека и его way of thinking and behaving? Привычку есть колбасу без хлеба, которая не нравилась бабушке, потому что колбаса стоила дорого и быстро заканчивалась? Умение сказать “нет” тем, кто вторгается в личные границы? Принятие собственных недостатков и being comfortable in your own skin? Это ужасное на самом деле не ужасно, оно просто неудобно для окружающих. Да и потом, у страха глаза велики, особенно в детстве, когда вытеснение только начинает формироваться как защитный механизм. А во взрослом возрасте все выглядит иначе, обычно - мельче и несущественнее. И выясняется, что старые вещи - это просто старые вещи, а вместо монстров под кроватью банальные мыши или тараканы живут.
Вытеснение части себя и своих желаний/потребностей в Тень создает огромное количество внутриличностных конфликтов. Многие из них разрастаются до такого масштаба, что содержимое чулана начинают поэтично называть “демонами” и активно от них либо страдать, либо с ними бороться. А это как война с ветряными мельницами на самом деле. Человек фактически борется сам с собой. И сам же себя разрушает. Причем, временами даже быстрее и эффективнее, чем то же безумие в виде шизофрении. Потому что личность человека от природы - это цельный, хорошо отлаженный механизм. Нельзя вытащить из него какую-то деталь и ожидать, что он продолжит работать так же хорошо, как раньше.
Путь наименьшего сопротивления в плане сосуществования с собственной Тенью - это навести в чулане порядок и периодически заглядывать туда, чтобы протереть пыль и погонять пауков. Более сложный путь - это разбор тех многолетних завалов и реинтеграция вытесненного. Что приводит к значительному уменьшению приступов стыда, ослаблению чувства вины и заметному прибавлению уверенности в себе. А если избавится от привычки вытеснять все подряд в Тень, то можно восстановить общую цельность личности во всей ее многогранности и противоречивости. Тогда и внутриличностных конфликтов станет в разы меньше, со всеми их последствиями в виде психосоматики и проблем по жизни. Путь наибольшего сопротивления - продолжать вытеснять.
Подавляющее большинство людей, naturally, выбирают продолжать вытеснять. Тем более, что на них очень сильно давит либо семья, либо общество, либо и то, и другое сразу. Однако от Тени избавиться нельзя. Да, в мире есть примеры с “удаленной” Тенью. Среди истинно верующего духовенства, как правило. Но там это сделано профессионально, с хирургической точностью и опытной рукой. “Все трюки выполнены профессионалами и дома повторять не рекомендуется” (с). Потому что чревато катастрофическими последствиями. Да и там хотя бы высший смысл этого есть, а в грешном, земном мире такое зачем? Чтобы уйти в служение окружающим и вкуса собственной жизни не чувствовать?
Хотя людей это все равно не останавливает и в погоне за идеальностью, они с собой делают очень много такого, что потом, увы, не поддается восстановлению. Так, в частности, образуется narcissistic personality disorder и социопатия, которые не лечатся. И те серьезные психологические травмы, на лечение которых уходят долгие годы. Ну, и, конечно, современная культура давит - человек должен быть успешным, деятельным, стройным, инициативным и доброжелательным. И вот что делать - обычным, ленивым, упитанным, исполнительным и недружелюбным? Втискивать себя в стандарты, заталкивая все лишнее в свой чулан. А почему нет? Он - большой и все вместит.
Источник