- Хотя сословие сие и признает в некоторой степени над собой власть князей в тех племенах, где они существуют, но власть сия весьма поверхностная, не имеющая ничего определенного, твердого и постоянного. Таким образом, сей класс людей пользуется совершенной свободой во всех племенах или обществах горских народов наравне с сословиями дворян и духовенства, особенно в тех племенах, в которых нет князей.
- Простой свободный народ пользуется по своему произволу землей, лесом в местах своего проживания. Также они свободно занимаются и скотоводством, не платя ни князьям, ни дворянам никакой положительной подати, кроме обязанности делать подаяние духовным лицам и давать князьям и дворянам калым за обмен на меновых дворах, ими предусмотренных, леса и других своих продуктов, как сие сказано выше. Если же сей народ и работает на князей и дворян, под покровительством которых он живет, в нужное для них время, то сие делают исключительно по их приглашению и по доброй своей воле. Работа сия не вменяется ему в непременную его обязанность никаким непреложным постановлением.
- Хотя князья одного племени с сим народом имеют некоторое право брать у него по своему желанию что-либо из оружия, скота, овец и лошадей, принадлежащих ему, но обязаны за взятое удовлетворять его. Если же князь добровольно сего не сделает, то обиженный подобным побором вправе уйти со своим семейством и имуществом из аула, которому покровительствует этот князь, в аул другого князя. Таким образом он может требовать себе полагающегося удовлетворения. Князь, который принял его под свое покровительство, вместе с тем как бы принимает на себя и обязанность доставить ему удовлетворение от князя, взявшего что-либо самопроизвольно из его имения. Нередко даже случается, что из-за подобных поборов целые аулы сего сословия людей от них уходят, ищут покровительства других князей и переходят к ним на жительство, а иногда и остаются навсегда. Получив удовлетворение, они возвращаются на прежнее жительство.
- Мужчины сего сословия имеют право только жениться на девицах своего же сословия; жениться же на девицах другого происхождения права не имеют, разве жених уворует невесту по согласию с ней; но сие преступление преследуется и невеста от похитителя отбирается, когда не будет повенчана; а когда уже будет повенчана, то не отбирается и похитивший платит отцу или родственнику ее весьма большой калым. Но девицы сего сословия могут выходить в замужество за дворян и даже за князей; сии последние платят за них отцам пли воспитателям их условленный калым: но для дворянина, а тем более для князя, жениться на простой девице предосудительно, почему и редко это случается.
- По принятому обычаю, простой свободный человек, покупая себе жену из своего же сословия, платит за нее от 7 до 15 штук рогатого скота. Свободный человек с достатком платит за красивую и молодую девицу, понравившуюся ему, от 25 до 100 штук рогатого скота или выплачивает калым лошадьми, овцами, оружием и конской сбруей. Но бывает и так, что жениху понравится невеста, а он, не имея возможности заплатить за нее калым, требуемый отцом или ее родственником, спрашивает втайне ее согласия на замужество и ворует ее, если она на это согласится. После этого он вместе с нею отправляется верхом на лошади к мулле, который их венчает. Исполнив сей обряд, он может уже не платить за нее ничего, но случается так, что по доброй своей воле или по приглашению сторонних людей, принявших в сем деле участие, по просьбе отца или родственника невесты, жених обязуется заплатить им присужденный или требуемый калым, когда будет в состоянии. Это особенно касается случаев, если родственники невесты бедны. Тогда жених дает присягу, и обещанное в свое время выполняет.
- Сему сословию предоставлено право иметь крепостных людей, которых они получают по наследству и покупают, распоряжаясь ими и их имуществом по своему усмотрению как своей собственностью.
- Свободный черкесский народ имеет голос в общественных собраниях, где говорится о предстоящих набегам и других предметах, относящихся к народности. На такие собрания обычно отправляются представители сего сословия после избрания их как наиболее опытных и известных своим умом людей, решения которых народ выполняет беспрекословно.