Ни для кого не секрет, что такое интересное направление современного изобразительного искусства, как граффити, вызывает горячие споры и обсуждения по поводу самого своего существования. И если во многих странах зарубежной Европы и Штатах к этому относятся вполне лояльно, то вот «Россия – для угрюмых» и разукрашенных стен в столице и не только быть не должно. Причем речь идет не о вандализме на стенах гаражей маргинальных районов любого города и области, а именно красивых картин на фасадах зданий.
Как бы это грустно не звучало, однако же столичная мэрия даже приняла постановление «О нанесении надписей, изображений путем покраски, наклейки, росписи в технике "граффити" и иными способами на внешние поверхности нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов в городе Москве». В стране у нас нет других проблем, как бороться с уличным искусством, да. Но сейчас не об этом.
Сейчас о том, что после этого постановления начали активно закрашивать уже имеющиеся на стенах в Москве граффити, которые могли «прожить» там многие годы и никому не мешать. Действительно красивые рисунки погребены под слоем грунтовки и краски. Все устранено, все довольны. Довольны ли?
Отдельно стоит обговорить саму суть постановления. Не вдаваясь в подробности, там говорится следующее: еще до нанесения, граффити должны быть предоставлены ЖКХ и еще шести ведомствам; после этого нанесены они должны быть с 1 апреля по 1 ноября года, причем в определенные сроки, а после еще будет и комиссия, которая это граффити будет оценивать. Такая церемония уже просто отбивает любое желание творить не ради чего-то, а просто для людей, чтобы и без того хмурый город стал немного ярче.
В общем и целом, столичных (и не только) уличных деятелей искусства лишают возможности самовыражаться практически самым безобидным образом. Одно дело, если бы это была «мазня» на стенах каких-то важных государственных учреждений, причем там оскорблялась бы власть или были какие-либо непристойности. Или же это были памятники архитектуры, измалеванные вдоль и поперек. Но нет, это самые обычные жилые дома, не представляющие никакой особой архитектурной и исторической ценности, которые просто стремились сделать ярче.
Стоит так же отметить довольно интересную историю, случившуюся в Челябинске. Там, на фасаде одного из зданий, художники команды «Граффити России» создали завораживающей красоты картину с девушкой, которая встречает гостей города с хлебом и солью. Впрочем, изображению долго прожить было не суждено и спустя неделю неизвестный линчеватель закрасил огромную картину. Почему линчеватель? Да потому что конкретно это изображение было согласовано со всеми инстанциями и закрасить его просто потому, что нарисовано было от балды, нельзя. То есть это сделал человек, который посчитал, что изображение от «Граффити России» незаконно, а значит его святой долг – вернуть дому его былую серость и уныние любой ценой! Благо довольно быстро спохватились неравнодушные и граффити удалось частично восстановить.
Есть множество других интересных примеров и случаев, но мой самый любимый – граффити в Москве, на улице Щипок. Маленькое, с юмористическим подтекстом изображение, которое просто закрасили белой краской. А сверху приклеили объявление. Прямо на стену. И это совершенно никого не смущает, судя по всему.
Впрочем, как бы наши власти не пытались наступить стрит-арту на горло, он все равно находит лазейки, вновь говорит, нет, кричит о себе, напоминая жителям города. Как, например, портрет Людмилы Гурченко. Он был нарисован помадой на стене дома на Садовнической набережной. Коммунальным службам память о Людмиле Марковне показалась вопиющим актом вандализма, портрет был закрашен. А спустя время проявился через слой краски.
Спорить о том, что есть граффити – искусство или порча городской архитектуры, можно долго и находить на каждую точку зрения все новые и новые аргументы. В Москве сейчас остается все меньше и меньше ярких красивых изображений, радующих и жителей столицы, или туристов из-за рубежа и других городов. Однако же власти непреклонны и уличное искусство погибает от рук с валиками и красками. Потому что Россия – страна без ярких красок.
Автор: Екатерина Резцова
Источник