Гвардии старшина. История службы Рашида Джаримова » Адыгея - Новости, события, комментарии, факты

» » Гвардии старшина. История службы Рашида Джаримова
Гвардии старшина. История службы Рашида Джаримова 10:42 Четверг 0 3 793
5-03-2020, 10:42

Гвардии старшина. История службы Рашида Джаримова


 
Гвардии старшина. История службы Рашида Джаримова
Н
акануне Дня защитника Отечества  «СА» встретилась с участником второй чеченской, кавалером ордена Мужества, награжденным медалью «За отвагу», гвардии старшиной Рашидом Изольдовичем Джаримовым.

На наш первый вопрос: «Героями рождаются или становятся?» — Рашид Изольдович ответил, что героями могут стать многие, но на самом деле ими становятся лишь единицы.
— Я лично себя героем не считаю. Просто всегда старался выполнять свой служебный долг с максимальной эффективностью. У меня есть друзья и знакомые, которые действительно совершили подвиги, достойные высокого звания. А все недоброжелатели России должны помнить: если того потребует Родина, граждане нашей страны встанут на ее защиту и с честью и отвагой выполнят боевые задачи любой сложности. Невзирая на лишения и тяготы, — говорит Рашид Джаримов.
Северное сияние
Рашид родился в Майкопе. А школу окончил в Заполярье, где долгое время жили и работали его родители. В Адыгею он приезжал только во время каникул.
— Город моего детства и юности — Воркута, — рассказывает Рашид. — В то время Север бурно развивался, туда стремились лучшие кадры — преподаватели, инженеры, деятели науки и искусства. Это был регион, как сейчас сказали бы, опережающего развития. Людей Север привлекал и хорошими заработками, и возможностью быстро получить жилье, и развитой инфраструктурой. У меня остались самые теплые воспоминания о Воркуте. Практически все — и взрослые, и дети — занимались спортом. Жили одной дружной семьей. Никто не интересовался, кто какой национальности. Единственное, это еще как-то могло стать темой для разговора исключительно за праздничным столом — когда одни нахваливали украинский борщ, другие — белорусские драники, третьи — армянскую пахлаву…
 Рашид вырос в интеллигентной семье. Его мама окончила Адыгейский государственный педагогический институт (ныне АГУ), факультет иностранных языков, отец — Свердловский горный техникум, затем Ленинградский горный институт. Отец Рашида работал в шахте на очень ответственном участке инженером по технике безопасности. От его профессионализма, четкого выполнения всех инструкций и предписаний зависели жизни шахтеров. Рашид вспоминает, что отец редко находился в своем рабочем кабинете. Он все время проводил в шахте. Проверял приборы, учитывающие скопление газов, аварийные выходы, проходил все выработки, а это десятки километров, делал собственноручно замеры, следил за всей аппаратурой.
— У моего отца интересное имя — Изольд, — улыбается Рашид. — Это сегодня редкими именами никого уже не удивишь. А в то время было много вопросов по этому поводу. Его так назвала моя бабушка. Она была знатного рода Гатагогу, звали ее Кадырхан Меджидовна. В свое время окончила в Екатеринодаре (сейчас — Краснодар) пансионат благородных девиц. Свободно владела немецким, французским языками, читала зарубежные романы в первоисточниках. История нашей семьи, к сожалению, не сохранила сведений, в честь какого именно литературного героя мой отец получил такое необычное имя.
Будущий десантник
Рашид рос спортивным, крепким и после окончания школы решил поступать в Рязанское высшее военно-десантное училище. В то время — а это было начало 80-х — на экраны страны вышли первые фильмы о десантниках, и все мальчишки мечтали носить голубые береты. Конкурс в училище был огромный — двадцать человек на место! Но Рашида это не смутило. Он был уверен в своих силах, успешно сдал экзамены. И тут случилось неожиданное — прибыла группа ребят-суворовцев, которые имели право зачисления в училище без испытаний. Нескольким из успешно сдавших экзамены, в том числе и Рашиду, вернули документы…
— Я был раздосадован, — признается он. — Но что поделаешь, жизнь продолжается. Отслужил в армии, в Группе советских войск в Германии. Вернулся на «гражданку». Работал и телохранителем, и секьюрити. Был период — обеспечивал охрану лидера профсоюзной организации шахтеров. Затем год проработал в Департаменте налоговой полиции Республики Коми. В 1995-м приехал в Адыгею. Работал в охранных фирмах. Здесь же познакомился со своей супругой. Она — тележурналист, пришла брать у меня интервью о работе охранного предприятия. Судьба...
Служу Отечеству
Спустя некоторое время Рашид подписал контракт со 131-й мотострелковой бригадой. Их в 1999 году готовили для проведения миротворческой операции в Абхазии. В это время произошло вторжение в Дагестан бандформирований под руководством Басаева.
Рашид Джаримов в числе других майкопчан добровольцем отправился в зону военного конфликта.
— В составе оперативной группы 131-й мотострелковой бригады мы отправились в Дагестан, затем в Чечню, — делится воспоминаниями Рашид. — Участвовали в боевых операциях в составе Северной группировки в Чечне. У военнослужащих-контрактников был высокий боевой дух. Глядя на нас, веселее и увереннее в себе становились и солдаты срочной службы.
Некоторые эпизоды особенно запомнились Рашиду. Например, боевые действия по взятию Терского хребта, который для нашей группировки имел ключевое значение. Терский хребет является естественным препятствием, защищающим выход на Грозный, Аргун и Гудермес с северной стороны. Преодоление этого горного хребта стало стратегической задачей нашей группировки. Высоты были хорошо оборудованы противником в инженерном отношении. Весь хребет был изрыт окопами, двухъярусными укрытиями, землянками. Район был чрезвычайно насыщен различными огневыми средствами противника. Штурм в лоб предполагал неутешительные прогнозы по возможным потерям. Поэтому на разведку была повышенная нагрузка. Но свою роль сыграл Его величество случай.
— У меня был карманный справочник с различными таблицами, тактическими памятками, формулами, примерами ведения боевых действий и тому подобным. Офицер, ответственный за наше направление, поинтересовался, что за книгу читаю. А я как раз дошел до рекомендаций по ликвидации бандформирований в горно-лесистой местности, которые применялись оперативными группами в Западной Украине во время Великой Отечественной. После анализа этой методики в штабе было решено, что ее можно использовать в сложившихся условиях.
 
Так опыт наших героических предков помог бойцам много лет спустя… В рекордные сроки наша группировка с минимальными потерями очистила Терский хребет от бандитов. Враги не ожидали такого тактического маневра и буквально бежали, бросая позиции. В нашей группе был тяжело ранен Саша, мой земляк из Майкопа. Его тут же загрузили в вертолет и отправили в госпиталь, в Ростов-на-Дону. Он выжил, мы с ним поддерживаем хорошие отношения, — рассказывает Рашид.
За участие в военной операции по взятию Терского хребта Рашид Джаримов был награжден медалью «За отвагу». А орден Мужества получил за операцию по доставке «источника сведений» в штаб Северной группировки.
Во время боевых действий в пригороде Грозного, недалеко от селения Ханкала, к нашим бойцам подошел местный житель и сказал, что может показать заминированные участки местности. Этот человек рассказал, что сам когда-то служил в Советской армии, был сапером. С этой важной информацией и прибыл в штаб старшина Джаримов. Ему же командование поручило доставить инициативного «друга».
— Это был январь 2000-го. Шли ожесточенные бои, командный центр нашей группировки находился недалеко от площади «Минутка» в Грозном, — рассказывает Рашид Джаримов. — Мне дали БМП (боевую машину пехоты), бойцов, и мы отправились к этому местному жителю. Он жил на окраине, поле все просматривалось со всех сторон. Оставили машину и вечером через поле пробрались к нему. На БМП вернулись в Грозный. В городе шел бой, нам предстояло, не попав под обстрелы и бомбежку, пробраться к командному центру. Добрались благополучно, хотя пару раз были серьезные моменты… «Друга» увели в командный центр, он рассказал все, что знал. Нам следовало его вернуть скрытно к дому. Ночью запрещено было ехать, мы переживали не столько за себя, сколько за «друга», чтобы был цел и невредим. Дождались утра и тем же путем, под периодическими шальными обстрелами, отправились обратно. Доставили, что называется, почти до самой калитки…
 Родные люди
О своей семье Рашид рассказывает мало. У него выросли сыновья Александр и Гриша, подрастает дочь Анжелина:
— Сашу призвали в Военно-морской флот России. Через некоторое время он сообщил, что служит в подразделении боевых пловцов ВМФ! Он у нас — герой, участвовал в боевом походе по борьбе с пиратами в Аденском заливе в районе Сомали. Имеет правительственную награду. Затем и у него был Дагестан. В настоящее время Саша уже мичман, живет в Севастополе, несет службу в спецподразделении. Средний сын Гриша окончил школу, колледж. Он компьютерщик, сейчас работает вместе со мной в охранном агентстве. Дочь Анжелина оканчивает школу, мечтает учиться в вузе в Москве, стать госслужащей. Источник: Газета Советская Адыгея


«Одинокий бродяга любви»: кем на самом деле был Казанова? 14:17 Четверг 0 16 029 «Одинокий бродяга любви»: кем на самом деле был Казанова? Автор Михаил Дудченко Имя Казановы давно стало нарицательным: чаще всего знаменитого венецианца вспоминают как героя-любовника. Но на самом деле он был авантюристом, мошенником, писателем — а также
Зациклились на негативных мыслях? Советы психолога о том, как себе помочь 09:24 Четверг 0 16 547 Зациклились на негативных мыслях? Советы психолога о том, как себе помочь «У меня ничего не получается», «все будет плохо» — мы часто оказываемся во власти деструктивных установок, которые мешают нам жить. Это мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью, поэтому