Антон Семёнович Макаренко на мировом уровне был признан «одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке». На родине же при жизни он подвергался критике, а после смерти и вовсе его труды оказались неверно истолкованы и забыты.
Отец будущего педагога трудился в железнодорожном депо, был человеком достаточно образованным и квалифицированным, так что заработок позволял содержать дом с садом. Занимался Семён Григорьевич и самообразованием, к чему приучил и сына — вместо уличных забав с мальчишками Антон предпочитал чтение книг. Мальчик рос сосредоточенным и молчаливым, что вызывало насмешки, а порою и тумаки сверстников. Всё чаще он задумывался о смерти, но от суицида его уберёг местный священник, который подолгу беседовал с Антоном о вере.
С выбором жизненной стези Макаренко определился не сразу. Он окончил железнодорожное училище и уже потом, когда семья перебралась в небольшой город Крюков, педагогические курсы. Там же он стал работать учителем.
На службу в армию Макаренко не взяли из-за плохого зрения, но тогда-то он по-настоящему увлёкся педагогикой и поступил в Полтавский институт. Окончил он его отлично и обратил на себя внимание темой дипломной работы — «Кризис современной педагогики».
Разбираться с «кризисом» Антону Семёновичу доверил Полтавский Губнаробраз: по его поручению Макаренко основал трудовую колонию для малолетних правонарушителей неподалёку от Полтавы, присвоив ей имя «буревестника революции Максима Горького». Алексей Максимович интересовался педагогической деятельностью Макаренко и всячески его поддерживал.
И это притом, что однажды Антон Семёнович имел неосторожность показать Горькому свои литературные изыскания, и тот очень негативно высказался о них: «Писателя из вас не выйдет никогда». После этих слов Макаренко оставил творчество, но продолжал вести дневники, которые потом лягут в основу его произведений. Кстати, вернуться к литературному труду ему опять-таки посоветовал Горький.
На перевоспитании у Макаренко были не просто сироты, а правонарушители и даже несовершеннолетние уголовники. Контингент, мягко говоря, сложный и порою опасный. Обычные методы на них не действовали, поэтому Антон Семёнович разработал собственную систему воспитания, основанную на «трёх китах»: воспитании трудом, игре и воспитании коллективом.
Только это был не тот труд, который из-под палки, не использование дармовой рабочей силы. Сам Макаренко говорил об этом: «Эти мастерские, сапожная, швейная и столярная, считались альфой и омегой педагогического трудового процесса. Они вызывали у меня отвращение. Я совсем не понимал, для чего они устроены. Поэтому я закрыл их через неделю». А открыл... завод, который начал производить фотоаппараты марки «ФЭД».
Согласно легенде, в колонию приехала немецкая делегация, у одного из членов которой был новенький фотоаппарат «Лейка». Кто-то из воспитанников Макаренко, вспомнив лихую юность, аккуратно стащил его у зарубежного гостя. Аппарат разобрали по запчастям, сделали чертежи и схемы, после чего собрали и вернули владельцу со словами: «Вы потеряли, а мы нашли...» А потом появилась усовершенствованная версия «Лейки» под названием «ФЭД».
Стали бы всё это «проворачивать» подростки, принуждаемые к труду? Вряд ли, и потому основной принцип Макаренко — не просто трудотерапия, а труд, в котором он доверяет своим воспитанникам.
Тем не менее карьере педагога всё же постепенно наступал конец. Сначала его понизили в должности, а затем и вовсе вынудили уйти в отставку. Антон Семёнович переехал в Москву, вступил в Союз писателей и занялся литературой: он завершил «Педагогическую поэму», написал «Книгу для родителей» и «Флаги на башнях».
Но без любимого дела, которому он посвятил всего себя, Антон Семёнович стал угасать. В 1939 году он умер от инфаркта. На похороны к нему не явилась даже жена, пришли только воспитанники, которых он якобы бил...
Сегодня педагогическая система Макаренко весьма популярна в Германии и Японии. В своём же отечестве, как это принято, пророков нет...
Подписывайтесь на канал. Жмите ?
Завтра будет новая статья ?
Источник