Сказки Ганса Христиана Андерсена, самого издаваемого в СССР зарубежного автора, прекрасно знакомы каждому образованному человеку. Трудно переоценить огромное значение этих словно бы навсегда врезавшихся в память произведений, написанных как для детей, так и для взрослых. За яркой образностью персонажей и художественным изяществом слога исподволь закладываются внутрь понятия духовности, нравственности и культуры. Поэтому востребованность литературного багажа датского «волшебника», особенно для подрастающих поколений, не подвержена особым изменениям с течением времени.
Но ёмкая метафоричность его повествований оказалась весьма затруднительна для равноценного воплощения в других сферах искусства. И если мультипликаторы, обладая необходимым арсеналом средств и доступными только им техническими возможностями, ещё могли с успехом справляться с такой задачей, то мастерам большого экрана приходилось куда как сложнее, чтобы достойно соответствовать таланту писателя. Помимо ставшей канонической «Снежной королевы» Геннадия Казанского, любопытной творческой вариацией на это же произведение отметились в 1986 году финские товарищи.
Их работа отличается от привычного всем взгляда ничем не ограниченным полётом свободного духа фантазии, унесшего создателей от сдержанного и последовательного первоисточника в мистическую атмосферу неведомого чародейства. Такая сюрреалистическая интерпретация привнесла ещё больше колдовского очарования в логически стройный сюжет истории, разбавив её сумбуром действий и символизмом происходящих событий. Разглядеть за плотной дымкой тумана путеводную нить и по заслугам отметить эстетическую визуализацию кадра можно лишь хорошо представляя основную канву популярной сказки.
Иначе вместе с Гердой придётся невообразимо долго блуждать в таинственных местах, встречая на пути пугающих незнакомцев, намерения которых неясны и противоречивы, бороться с соблазнами и страхами и надеяться на счастливый конец поисков. Плавный ход фильма будет незаметно всё больше притягивать внимание, медленно засасывая в трясину иррационального мира, безмолвие героев постепенно погрузит в гипнотический транс, и вот уже зритель не сможет мыслить себя вне рамок картины, полностью подчинившись завораживающему обаянию мрачной готики. Впрочем, на явное подражание в этом плане корифеям концептуального и медитативного жанра оказывается вполне неплохо накладывается и чёткое следование в русле лучших традиций советского кино для детей.
Уютная стилизация пространства, специфический колорит окружающих декораций, поведенческая пантомима ряженых героев, резко контрастирующая с наивным восприятием маленькой девочки, костюмированное многообразие с песнями и плясками и бесподобная игра воображения навевают характерные сравнения с отечественным кино. Убрав отдельные моменты, не слишком влияющие на суть, финны привнесли много нового, рассмотрели известный всем сюжет под несколько иным углом, через другую грань одного и того же кристалла, наполнив ленту причудливыми составляющими классического арт-хауса.
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется ? ?
Финский кинематограф стреляет редко, но метко.
Специальный материал для тех, кто любит сразу пролистывать вниз.
Источник