Польский фильм «Сломленный», призванный показать невзгоды, выпавшие на долю беззащитной детской души, лишённой родительской опеки, и ужасы пенитенциарной системы, безжалостно перемалывающей малолетних правонарушителей, не получился сколько-нибудь вразумительным сразу по нескольким причинам. Во-первых, несмотря на то, что актуальность поднятой темы остаётся «вневременной», фильм запоздал с выходом на экраны как минимум на целое десятилетие.
Снятый в определённом жанровом ключе, он практически один в один копирует такие же остросоциальные ленты эпохи конца перестройки и распада СССР, когда режиссёры в массовом порядке кинулись отображать всю неприглядную изнанку жизни. Польша прошла через аналогичный период «бархатной революции», так что картина ещё вполне уместно смотрелась бы в то время, но никак ни в 2003 году, когда внимание общества переключилось на совсем другие вещи. То есть налицо его явная вторичность.
Можно было и закрыть на этот недостаток глаза, если бы авторы попытались раскрыть проблему с какой-то иной стороны и показали бы необычный и новаторский взгляд на её решение, но нет, ничего принципиально нового из фильма узнать не удастся, просто ещё одна грустная история искалеченной судьбы ребёнка без какого-либо положительного исхода. В мировом кинематографе существуют гораздо более талантливые работы, действительно заслуживающие пристального внимания, работы, поднимающиеся в накале страстей до «шекспировских высот», невероятно трагичные по сути, но всё же имеющие по окончании ярко выраженный катарсис.
У таких лент, помимо прочих достоинств, наблюдается и мощная визуальная картинка, в отличие от «Сломленного», унылость и беспросветная серость которого не вызывают никаких эмоций. Из этого происходят и прочие минусы фильма – отсутствие оригинальности и художественности. Нельзя не сказать и о слабой, беспомощной реализации – это отсутствие внятного сюжета, логически завершённых переходов между эпизодами, совершенно «топорная» игра актёров, больше похожая на «колхозную» самодеятельность.
Также вызывают недоумение и созданные образы большинства персонажей, словно создатели кидались из одной крайности в другую, от клоунской буффонады до гротескного артхауса, от сюрреалистических аллюзий до чернушной неприглядности бытовухи. А главный герой получился уж очень размазанным и бесхарактерным, причём с самого начала, видимо будучи «сломленным» с самого рождения. Сочувствовать ему никак не получается, несмотря на все суровые испытания, выпавшие на его долю.
Его поведение объяснению не поддаётся, если только не принять во внимание явные нелады с психикой, во всяком случае, решение променять вполне благополучный (со всеми оговорками) вариант с интернатом на спецучреждение закрытого типа выглядит весьма и весьма странным. Фильм оставляет большое недоумение и чувство брезгливости, поэтому кого интересуют вопросы, поднимаемые в нём, стоит обратиться к более живописным и цельным работам, наподобие классической «Четыреста ударов» или современной «Песня для изгоя».
Понравилась статья? Тогда не поленитесь нажать на лайк. Желаете ознакомиться ещё с чем-то подобным? Тогда не забудьте подписаться на канал. Есть что самим сказать? Тогда смело пишите комментарии. Репост также всячески приветствуется ? ?
Кино не для всех. «Мальчик, который кричал: «Сука!».
Источник